Любое явление имеет причину и будет иметь последствия. Это фундаментальный закон бытия. Он абсолютен и исключений из него не бывает. А значит, у любого страдания – так или иначе, есть причина. И чтобы устранить страдание – нужно устранить его причину, а не бороться с последствиями, как это сегодня делает большинство.
Каковы же причины страданий? Об этом подробно своим ученикам поведал ещё 2500 лет назад сам Будда Шакьямуни. Он выделил три основные причины, которые порождают страдания:
· Неведение. Неведение считается первопричиной всех страданий. Именно из-за неведения люди совершают неблагие поступки и стремятся к удовлетворению страстей и эгоистичных желаний. Под неведением не следует понимать, к примеру, недостаточную начитанность или профессиональность в том или ином вопросе. Тут речь идёт скорее о незнании и непонимании тех законов и принципов, по которым живёт Вселенная, а также пребывание в иллюзиях относительно своей личности и других людей.
· Ненависть. Ненависть считается второстепенной причиной страданий, так как она проистекает из неведения. Лишь по неведению люди гневаются и причиняют друг другу вред. Если бы, к примеру, человек понимал, что всё возникает в силу условий и в соответствии с законом кармы – его собственные поступки побуждают других ему вредить, то как, в таком случае, можно было бы вообще гневаться, если мы лишь получаем воздаяние за свои собственные действия и все претензии можно высказывать только своему отражению в зеркале? Ну, разве что, на себя самого и остаётся гневаться. Поэтому ненависть возникает только по причине тотального невежества человека.
· Привязанность. Привязанность также является второстепенной причиной страданий и проистекает из неведения. Лишь по причине базового неведения человек привязывается к тем или иным вещам, не понимая, что удовлетворение своих желаний и страстей – это тоже самое, что попытки утолить жажду солёной водой – чем больше пьёшь – тем больше хочется. Любая привязанность – так или иначе, приводит к страданиям в силу непостоянства и переменчивости этого мира. Ничто не вечно, а значит всё, к чему мы имеем привязанность – будет разрушено рано или поздно и процесс разрушения объекта привязанности – приведёт к страданию.
Это три базовые причины страданий, о которых своим ученикам поведал Будда Шакьямуни. Конечно, число причин страданий неизмеримо, как пространство, но все они, так или иначе – проистекают из этих трёх базовых причин, главной из которых – является неведение. И рассекая мрак неведения мечом мудрости, Будда преподнёс нам свое Учение - нетленную Дхарму, уничтожающую всё вредоносное и избавляющую от страданий и причин страданий. И пренебрегать этой бесценной жемчужиной – есть крайнее невежество.