Найти в Дзене
Архистория

"Ажурный дом" на Ленинградке

Ленинградский проспект, 27 - адрес знаменитого "ажурного дома" в Москве. Он получил своё название за красивые решетки, сделанные в виде растительного орнамента.

Авторами проекта являются архитекторы Андрей Буров и Борис Блохин. Но Бурова всегда ставят на первое место. Именно он придумал необычный декор для дома и даже расцветку панелей - говорят, были затруднения при создании ровного цвета бетонных элементов и тогда Буров предложил добавлять в раствор темную краску, аз-за чего появился мраморные разводы, которые только добавили шарма новостройке. Но самое главное всё же - это его идея строить из готовых компонентов. В самый канун второй мировой советская власть уже почти созрела для внедрения в повседневную практику типового жилья. Дело оставалось за технологией. И тут пришел на помощь талант и ревизионистский ум зодчего. Он просто горел планами внедрения новых методик в массовое строительство. Не случайно, что именно ему и архитектору Блохину была поставлена задача наладить производство первых экспериментальных серий домов.

-2

Первая типовая застройка Москвы появилась на улице Велозаводской, 6. Вот только трудно поверить, что глыбы камней-монолитов, арочные порталы и лепной карниз из той же оперы, что и панели нынешних спальных районов. А монолиты с изящно скруглёнными углами - всего лишь бетонные блоки, отливавшиеся на заводе. Каждый такой весил до 3 тонн. На стройплощадке из них оставалось только собрать конструкцию. В этом и состоял смысл поточного строительства — настоящая цементно-песочная революция. Но быстро построить и разойтись не получилось. За окном был 1939 год. Успехи индустриализации и всё чем так кичилась советская власть оказались бессильны перед простенькой инженерной задачей — сделать набор повторяющихся элементов здания идентичного размера. Как ни крути выходил либо плюс, либо минус 3 см.Чтобы скрыть изъян Андрей Буров и придумал приём скругления. А это новые затраты времени и ресурсов, какая уж тут конвейерная сборка. К тому же за счет монументальности элементов возникла явная диспропорция: вот он масштаб индивидуального жилья - ого-го, а вот он человек - маленький и почти незаметный. Власти такое может быть и было по душе, но автору проекта не понравилось.
Во второй серии, а это дом на Большой Полянке, 3/9, Андрей Буров постарался учесть предыдущий опыт. Те же блоки, но на сей раз была предпринята попытка максимально сгладить монументальные выпуклости. Оставалось только решить, как прятать швы в местах их стыковки. Вопросы эстетики в архитектуре всегда играли ключевую роль. А потому фасад решили разрисовать, да так, чтобы картинка заслоняла любую строительную заусеницу. И зрительный эффект удался, на языке архитекторов это называется алмазный руст. К тому же, гранёные кристаллы, которые получились после тщательного художественного оформления, уже не давили своей многотонной массой.
Правда, в третей серии жилых домов решили отказаться и от них тоже — всё-таки дом-раскраска не совсем тоже что и дом-конструктор.

-3

Андрей Буров наконец понял как надо делать массовое жильё для советских граждан, чтобы было быстро и красиво. На смену всяким хитростям и уловкам приходит уже полноценный конструктор, при помощи которого можно, словно из кубиков, собрать весь дом. Кубики здесь конечно очень нарядные. Но зато все исключительно заводского производства. Увы, в серию "ажурный дом" так и не поступил. Война помешала. А потом к проекту не стали возвращаться, решив, что для жилья сгодятся проекты попроще. Так и остался он в единственном экземпляре!