Мы привыкли к тому, что существует речь внешняя и внутренняя, устная и письменная. Этому учат ещё в начальной школе и этому же - в педагогических институтах.
Но есть ведь ещё речь компьютерная. По логике вещей, её можно было бы отнести к письменной речи, если бы не ряд нюансов.
В мою бытность компьютер пришёл ещё в раннем детстве. Я даже чувствую себя немного старой, говоря, что помню MS-DOS. Помню даже свои ощущения от первого графического интерфейса. В него уже на этапе зарождения были встроены различные простенькие игрульки: пасьянсы и знаменитый "сапёр". Это сейчас нам кажется, что их цель - скоротать время. А на самом деле основная задача "сапёра" тех времён - научить взрослых людей пользоваться мышкой. Нигде больше, кроме как за работой с этим контроллером, не встречается такое положение руки и такие действия мышц кисти. Взрослых действительно нужно было обучать, а, как известно, игра - лучшая мотивация к учёбе. Да-да, это не только с детьми работает.
А что же дети нынешние? Всего одно поколение после тех, ради кого создавался "сапёр". Их тоже необходимо этому обучать? Да не особенно-то. Складывается ощущение, что дети уже рождаются с мышкой в руках. И с планшетом. Мой сын, например, научился пользоваться экраном смартфона быстрее, чем мой папа, который и принёс когда-то в наш дом первый компьютер. Который, на минуточку, написал учебник по информатике.
Мне по роду деятельности частенько приходится сталкиваться с возражениями младших школьников: "И зачем мне учиться писать? Ведь я могу набрать текст на компьютере. Он ещё и ошибки исправит!"
Действительно, всё больше появляется детей, которые печатать научились раньше, чем писать рукой. Навык набора текста формирует иные нейронные пути, отличные от тех, что формирует классическое письмо. Целые отделы в коре больших полушарий мозга оказываются незадействованными и неразвитыми, или развитыми недостаточно. Что это сулит современным детям? Или чем грозит?
Для сравнения: ведётся много споров, иногда весьма ожесточённых, по вопросам возраста начала обучения иностранному языку. Многие лингвисты утверждают, что спешка сопряжена с рисками - для начала обучения второму языку необходима интериоризация грамматического строя родной речи. Если начать слишком рано, возможны сложности и путаница. Но тут есть прекрасный контр-пример - дети-билингвы. Есть даже взрослые, выросшие из таких детей. А с компьютерной речью что? Похоже, что материала для исследований пока недостаточно. Дети, взявшие в руки планшет раньше ручки, ещё не успели вырасти.
Можно даже не брать в расчет неологизмы и профессионализмы, входящие в речь с развитием технологий. В конце концов, язык - структура изменчивая, и происходят изменения не впервые. "Превед медвед" спокойно пожил и почил в летах, уступив место новым товарищам. А как быть с эмоджи? Глупо было бы отрицать, что дети используют их с непревзойдённой активностью 😜 Передать эмоцию одним кликом - вот это да!
Печатные шрифты хранят анонимность в противовес почерку, который индивидуален. Текстовые редакторы не отображают рисунков на полях, авторских "почеркушек", правок и дополнений прямо поверх строк. Осмысленность и подлинность коммуникации принесены в жертву её интенсивности.
Я честно пыталась поискать исследования этого явления на разных языках. Или хотя бы статьи известных нейропсихологов. Не нашла, зато попалась на глаза модная методика раннего развития "Печатать раньше, чем ходить". О, дивный, дивный новый мир!
Продолжение следует...
Друзья, ваши лайки и комментарии - лучшая поддержка автора!