Михаил Ромм, гениальный режиссер и просто хороший человек. В жизни Михаил Ильич перепробовал на себе много различных профессий: служил в продотрядах, потом в РККА, получил два диплома – скульптора и переводчика, писал романы, стихи, новеллы, но, в конце концов, решил связать свою жизнь с кино. Первым его фильмом стала экранизация повести Ги де Мопассана «Пышка». Режиссера поставили в очень жесткие рамки: необходимо было за две недели написать сценарий, картина должна быть немой и черно-белой, актеров не больше десяти, в распоряжении только пять простых декораций, очень маленький бюджет и, к тому же, снимать приходилось зимой, на еще строящемся «Мосфильме». Несмотря на все обстоятельства, картина получилась отличной, лучшего дебюта молодому режиссеру и желать не приходилось.
Далее последовала первая полнометражка «Тринадцать» по личному заказу товарища Сталина, вдохновленного фильмом Джона Форда «Потерянный путь». От Ромма требовалось снять вестерн, адаптированный под советские реалии. Так на экраны вышла история о тринадцати красноармейцах, доблестно сражающихся с басмачами в песках Средней Азии. Впоследствии подобные фильмы стали называться «истернами».
«Товарищи! Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!»
Знаменитый фильм «Ленин в Октябре» Михаил Ромм поставил всего за три месяца, в процессе съемок, как рассказывают, постоянно происходила мистика, мешавшая работе. То кабель порвется, то электричество отключат, как будто мир не хотел, чтобы вождь был увековечен на пленке. Картину отсняли, после чего она получила полное одобрение лично товарища Сталина, а это означало, что Ромм будет жить и творить дальше. За «Лениным в Октябре» последовало продолжение — «Ленин в 1918 году». Так бы Ромм и развивал свою кинолениану, если бы не смерть Бориса Щукина, исполнителя главной роли.
Ленинская дилогия стала культовой. Несмотря на сильную пропагандистскую сторону фильмов, они не были лишены художественной ценности. Щукин настолько хорошо воплотил на экране образ Ленина, что стал эталоном для последующих актеров, бравшихся за исполнение роли Ильича.
Есть ли жизнь после Ленина?
Время идет и Ромм снимает дальше, после «ленианы», он поставил еще четырнадцать картин, из них пять документальных фильмов. Представляю вашему вниманию краткие описания некоторых из них:
- «Мечта» — глубокий экзистенциальный фильм о сломанных жизнью людях. Сам Ромм считал его лучшей своей картиной. Как и все фильмы той эпохи, он чересчур политизирован, но это не мешает вникнуть в его суть и прочувствовать трагедии маленьких людей. Тем более, режиссеру удалось собрать просто гениальнейший актерский состав. В главных ролях – неповторимая Фаина Раневская, Елена Кузьмина, жена и верная спутница Ромма и Михаил Астангов, обладатель трех Сталинских премий.
- «Человек №217» — патриотическое кино об ужасах немецкого плена, любви к родине, мужестве советских людей.
- «Убийство на улице Данте» — интересная, понятная лента, в которой Ромм обращается к своей излюбленной теме – борьбе с фашизмом. По сюжету французская актриса Мадлен Тибо, случайно узнает, что ее сын завербован нацистами…
- «Девять дней одного года» — картина о жизни молодых физиков-ядерщиков, о силе человеческой воли, твердом характере и любви к истине. В главных ролях Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов, Татьяна Лаврова.
- «Обыкновенный фашизм» — документальный фильм, основанный на кинохрониках нацистов. Фишка фильма в том, что, будучи документальным, он не просто бездушно передает зрителям информацию, он заставляет подумать, благодаря живой, эмоциональной озвучке самого режиссера.
Многие не любят советское кино первой половины двадцатого века за то, что оно уж слишком сильно пронизано идеологическими мотивами, но мы должны понимать, что время было соответствующее.
И действительно талантливые режиссеры, даже сквозь навязанную партией пропаганду, смогли заложить в свои творения определенный смысл, пищу для размышлений. Современный зритель не должен бояться советского кино, оно ничем не уступает западному той эпохи, просто нужно научиться закрывать глаза на пропагандистскую составляющую произведений.
Ромм был настоящим гением кино. Он оставил после себя не только километры пленки, но и замечательных учеников, ставших в будущем культовыми режиссерами, среди которых можно выделить:
- Андрея Тарковского, человека, перед которым будут преклоняться все западные киноделы.
- Андрея Кончаловского, ныне являющегося президентом киноакадемии «Ника», одного из самых известных режиссеров России.
- Григория Чухрая, номинанта на премию «Оскар», обладателя премии BAFTA за лучший фильм.
Посмотреть:
- Михаил Ромм. Легенды мирового кино. Программа о судьбах звёзд мирового кинематографа (https://www.youtube.com/watch?v=bTEDYAGCLRs&t=1s)
Почитать:
- М. Ромм «Беседы о кинорежиссуре»
- М. Ромм «Как в кино»