Не предубеждение ли это?
Ведь электроника развивается с невероятной скоростью. Звук электронных инструментов становится всё качественнее, а системы звукоизвлечения — всё чувствительнее и ближе к реальным. Если речь про обучение детей, то синтезатор выглядит "круче". Для ребёнка это может быть важно. И на синтезаторе юный ученик будет заниматься чаще и с большим удовольствием...
Что такое этот "живой звук", о котором твердят сторонники обычных фортепиано? Он действительно чем-то ценен? Он вообще существует? Или это просто суеверие?
Попробуем разобраться.
Классические фортепиано и рояли
...А вы замечали, что в спор об электронике никогда не вмешиваются скрипачи?
Электронная скрипка может выглядеть невероятно круто, но никто даже не заикнётся о том, что она способна сравниться со скрипкой Страдивари.
Великие пианисты из-за своих "Бехштейнов" и "Стейнвеев" тоже что-то не спешат пересаживаться за синтезаторы.
Этому есть какая-то логическая причина?
Или дело просто в традиции?
Ведь, скажем, великая танцовщица — вовсе необязательно балерина. Есть множество других танцевальных стилей, в которых гений может проявить себя...
Ладно, не будем касаться недостижимых вершин ценовых категорий. Настоящий "Стейнвей" стоит как квартира в Москве, лучшее японское цифровое пианино — как половина квартиры в Москве. Человек, который обдумывает покупку первого инструмента для себя или ребёнка, не будет на них даже смотреть.
...Получая музыкальное образование, автор этого канала успел поиграть на десятках разных фортепиано и роялей (в том числе и на старинных "Стейнвеях", убитых до состояния дров). Автор может заверить, что разница между плохим и хорошим фортепиано на порядок меньше, чем между плохой и хорошей скрипкой. Чтобы изготовить действительно очень плохое фортепиано, надо как-то особенно постараться.
Поэтому старых советских фортепиано, которые делались "на мебельных фабриках", не нужно бояться. А они часто отдаются на досках объявлений бесплатно — лишь бы забрали. Разве что после перевозки потребуется вызвать для них настройщика.
Синтезаторы и цифровые пианино
Старые синтезаторы и современные дешёвые "детские" синтезаторы — по сути одно и то же. Это набор кнопок, визуально стилизованных под клавиатуру фортепиано. Нажатие кнопки включает записанный звук. Это либо игрушка, либо инструмент ансамбля, который никогда не должен играть соло.
Учиться на этих инструментах нельзя.
Почему?
А почему вообще детей отдают учиться музыке, понимая, что музыкантами они не станут?
Тому есть две причины:
- для общего развития
- для развития мелкой моторики, которая, как известно, развивает мозг в целом
Представления об "общем развитии" — мутное болото. Вероятно, всё же знать названия нот и интервалов — лучше, чем не знать... Но выучить их можно и без пианино.
А развитие мелкой моторики в наше время особенно важно. Ведь в общеобразовательных школах практически исчезло чистописание. В жизни дети вообще не пишут буквы, только печатают. Как компенсировать этот провал? Только в художественных или музыкальных школах.
Клавиша реального фортепиано отзывается на самую малую разницу в силе прикосновения.
Клавиша электронного фортепиано (хорошего и дорогого) тоже отзывается. Но разница в силе строго определена. То есть вместо гибкой линии на графике получается лесенка.
Кроме этого, даже самое лучшее и дорогое цифровое фортепиано в настоящее время не способно независимо и самостоятельно имитировать "живой звук".
Так что же такое этот "живой звук"?
Когда на обычном фортепиано нажимается клавиша и звучит нота — вместе с ней неощутимо звучат как минимум пять обертонов (естественных призвуков). На хорошем фортепиано призвуков будут десятки.
В видеоролике автор показывает, как включить в ноту несколько призвуков. Автор имеет дело с хорошим синтезатором. Но о нескольких десятках призвуков всё равно, конечно, речи идти не может.
На обычном фортепиано не нужно ничего включать и настраивать. Обертоны-призвуки на нём будут рождаться естественно и давать тот самый, почти мистический "живой звук". На синтезаторе той же ценовой категории об обертонах можно забыть.
Кроме того, лучшее, самое эффективное упражнение для развития мелкой моторики — так называемая "чёрная проучка" — требует с силой продавливать клавиши. Синтезатор "чёрной проучкой" можно только сломать.
Что же выбрать?
Зависит от вашей цели.
Если вы родитель и хотите развивать мелкую моторику — то есть мозг и мышление — вашего ребёнка, лучше заберите у кого-нибудь старое настоящее пианино и потратьтесь на хорошего настройщика. "Чёрная проучка" заменит каллиграфию.
А если учитель в музыкальной школе не знает о существовании "чёрной проучки", может быть, стоит поменять учителя.
Если вы родитель и хотите, чтобы у ребёнка было какое-то творческое развлечение, можно взять как настоящее пианино, так и хороший синтезатор. Дешёвый синтезатор с плохим качеством звука и нечувствительными клавишами — зряшная трата денег, он очень быстро разочаровывает и с ним не хочется иметь дело.
Если вы родитель и хотите, чтобы ваш ребёнок стал музыкантом — вы и сами всё знаете.
Если вы хотите наверстать упущенное и покупаете инструмент для себя — определитесь, для чего он вам нужен.
Понажимать клавиши? Подойдёт дешёвая игрушка.
Играть в группе партию сопровождения (не соло)? Синтезатор средне-низкой ценовой категории. Его просто легче носить с собой. К тому же в него можно воткнуть наушники и разучивать свою партию ночью, не тревожа соседей.
Учиться играть всерьёз? Настоящее фортепиано и только оно. Не стоит бояться плохого и старого фортепиано, в данной ситуации оно даже может помочь. Руки взрослых менее чувствительны, зато они куда сильнее, чем руки детей. "Чёрная проучка" для взрослого будет даже эффективней, чем для ребёнка.
***
В любом случае, удачи!
И да пребудет с вами "чёрная проучка"!
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!