Найти тему

Почему сегодня нет тимуровцев?

Ещё раз о рассказе А. Гайдара

Как человек верующий уверяю вас, что законопослушные и дружелюбные атеисты гораздо ближе к Богу, чем те, кто непрерывно бьёт поклоны. Ты мне хоть до посинения кричи, какой ты верующий. Ты хоть вообще из храма не вылезай целыми днями. Но если ты проходишь мимо лежащего и замерзающего человека, ты не верующий. Бог любит того, кто верно слушает его и соблюдает заповеди, а не тех, кто у него выпрашивает.

И это я не отклонился от заявленной в заголовке темы. Сейчас всё будет ясно. Давайте приведём кусочек диалога двух героинь рассказа «Тимур и его команды».

– Оля, бог есть?

– Нету, – ответила Ольга и подставила голову под умывальник.

– А кто есть?

– Отстань! – с досадой ответила Ольга. – Никого нет!

Официальная религия в стране — никакой религии. Атеизм. Нет Бога, говорили они детям.

При этом команда пионеров в дачном посёлке сама, без приказа командиров и начальников, организуется и начинает добровольно помогать нуждающимся. Кому дрова сложит, кому воды принесёт. Очищает поселок от хулиганов и прочее.

Дети в школах собраны в октябрятские звездочки, пионерские отряды и комсомольские дружины. Всё это для того, чтобы быть вместе, помогать друг другу. Делом, а не болтовнёй.

И я не собираюсь проповедовать, но в тимуровцах-атеистах, которые даже без просьбы, тайно помогают окружающим, гораздо больше есть Бога. Они живут во Христе, хотя сами и не знают об этом.

Согласитесь, это их очень отличает от нас сегодняшних. Мы обвесили себя крестами, понастроили храмов, принесли в дома иконы, но друг друга всё равно не любим. А ведь это вторая главная заповедь Спасителя.

Далеко за примером не пойду. Не раз я видел, как «верующие» выходили из храма после воскресной службы и спокойно шли мимо человека, который лежал на асфальте с солнечным ударом.

Бывают, конечно, и сегодня волонтерские мероприятия, когда молодежь собирается и едет в детские дома и дома престарелых. Там что-нибудь делают, помогают в ремонте, общаются с одинокими. Но всё это носит разовый характер. Провести волонтерскую акцию, сфоткаться, написать пост в паблик, выложить и забыть.

Настоящих тимуровцев, таких как в рассказе Гайдара, теперь нет. Я долго думал, почему так. И, кажется, ответ на вопрос нашёл. Беда в том, что тимуровцам, я имею в виду сегодняшних, ничего не принадлежит. Нет чувства собственности на то, что тебя окружает.

Попробуем вспомнить христоматийное стихотворение Сергея Михалкова. Вот отрывочек:

Ты посмотри по сторонам.

Все это - наше, это - нам:

И горы, и луга...

На сотни верст - леса, поля,

И все - народная земля,

Где ни ступи нога!

Цветут сады не для господ -

Они для нас цветут!

И во дворце не граф живет,

А школьники живут.

Такое ощущение своей страны и было у гайдаровских тимуровцев.

Сегодня наши молодые ребята отлично понимают, что народу ничего не принадлежит. У всего есть хозяева, которые в этом и следующем году ещё не раз спровоцируют рост цен на товары и услуги.

Страной командует не вождь-атеист, который отдыхает в бревенчатой даче и после себя из вещей оставит одну шинель, а верующие, которые живут во дворцах и придумывают новые налоги.

Нельзя сказать, что вокзал, железная дорога, торговый центр, завод или пшеничное поле — всё это наше с тобой. У этого есть хозяева — не мы. Вот и нет у нас желания безвозмездно помогать кому-то в чем-то, когда нам самим бесплатно ничего не даётся.