Свобода - ценность, воспетая современной культурой, в представлении юнцов с горячим сердцем и ветренной головой - это свет, борющийся с тьмой тоталитарного режима. Но абсолютная свобода невозможна, поскольку мы живем в социуме, где живут и другие люди, у которых тоже есть та самая пресловутая свобода.
Опытные борцы за свободу очень любят тезис "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". Звучит красиво, но если искать в этой фразе смысл, то, увы, его там не так уж и много.
Во-первых, это работает только в том случае, если ее соблюдают все члены общества, иначе свобода людей, следующих этой формуле, не начнется в принципе. Проще говоря, если кто-то свободно промышляет грабежом, нарушать его свободу никто права не имеет. А если жертва захочет защититься или убежать, то свобода грабителя для нее менее важна, чем собственный кошелек.
Здесь мы приходим к мысли, что наши свободы уже - так или иначе - все-таки ограничены законом. А поскольку нет такого общества, где все поголовно сознательно законопослушны, в дело вступают правоохранительные органы, которые имеют право ограничивать свободу уже в самом прямом смысле этих слов.
Но приведенная выше мысль имеет куда более солидного предшественника - «золотое правило морали»: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Эта формула есть в философии Китая, Индии Греции, присутствует в Евангелии. Она пережила не одно столетие, потому что, в отличие от выше разобранной либеральной мантры, в ней реализация свободы человека не является его реакцией на чьи-либо действия. Ограничение свободы заключено в самой формулировке, благодаря чему она не нуждается в надстройках.
Увы, "золотое правило морали" имеет существенный недостаток. Если один человек допустит в свой адрес противоправные действия, то он автоматически получает моральное оправдание подобных действий со своей стороны в адрес любого другого человека. Поэтому общественную мораль и этику из этого правила вывести не удастся.
Следующая философская мысль о свободе и общественной морали хорошо сформулирована в трех законах робототехники, написанных Айзеком Азимовым, фантастом, о философских заслугах которого никто не вспоминает. Вот эти законы:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.
Это отличная иллюстрация формулы общественной морали, в которой общественно активный индивид ставит остальных индивидов выше себя, при условии что мы забудем, что речь идет о роботах, в которых эти правила зашиты на аппаратном уровне.
Но если мы признаем, что счастье человека - это единственный из всех возможных нравственный ориентир, то мир покатится ко всем чертям. Например, эти три правила дозволяют ложь, убийство, создание так ненавидимых либералами тоталитарных режимов. Эти три правила способны поставить под сомнение принадлежность отдельных личностей и вообще всего человечества к человеческому виду. Собственно, у Азимова это отлично разобрано в его рассказах, которые однозначно лучше прочитать в оригинале, а не в кратком пересказе.
В конечном итоге, свобода - это система ценностей, то, ради чего человек готов на самоограничение. Все вышеописанные формулы предполагают постановку на это место социума, отодвигая личную свободу человека на задний план. Проще говоря, ключевым является то, ради чего человек готов поступаться собственной свободой, чтобы сохранить хотя бы какую-нибудь ее часть.
Но "Золотое правило морали" в Евангелии от Матфея звучит неколько иначе, чем его принято цитировать. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12). Что имеется в виду под словами "закон и пророки?". Это отсылка читателя к Ветхому Завету.
А как поступали с людьми ветхозаветные праведники? Один из них своего сына был готов принести в жертву, другой резал языческих жрецов сотнями, а третья соблазнила неприятельского командира, чтобы отсечь ему голову. Чем были обусловлены эти поступки? Тем, что делались ради Бога, который был высшей ценностью для этих праведников. Между Богом и человеком они сделали однозначный выбор и доверили свою свободу Богу.
И это не значит, что ветхозаветные пророки были бездушными марионетками, нет, они оставались людьми и продолжали любить людей. В этих ветхозаветных праведниках нет высокомерия и жестокости, и их сердца не огрубевали, несмотря на те вещи, которые они совершали.
Свобода христианина не имеет границ именно потому, что она не зависит от мнения людей, от ситуации в мире и политической повестки. Свобода христианина принадлежит Богу, а у Бога границ нет.
Если хотите стать нашим автором - пишите на naslednick@naslednick.ru