Почему снова пишу о методах обучения?
Потому, что убеждаюсь всё больше и больше в том, что образование должно стать другим.
Что есть сейчас
Нам повезло (или нет - решать вам), что старое рушится, а новое - ещё настолько новое, что сложно поверить:
это так и есть
или
очередной маркетинговый ход.
Старые форматы образования похожи сейчас на вагоны очень длинного поезда. "Голова" (жизнь) уже повернула (налево или направо), а основной состав всё ещё катится по рельсам в прямом направлении, потому что вагонов много. И будет долго катиться - так велика сила инерции.
Но уже сейчас бесспорно, что образование должно быть:
- метапредметным,
- построено на интересах ребенка,
- образным и эмоциональным.
И выиграет тот, кто начнёт раньше.
Метапредместность
Требование времени – объединение составных частей, которые сейчас называются учебными предметами, потому что наш мир, и мы в нём – единое целое.
Погружение в эпохи, страны, изучение важных понятий со всех сторон, используя знания физики, химии, литературы и других наук - не только дают целостное представление о мире, но и помогают закрепить полученные знания.
Доказательство № 1. Самое главное.
Я опять об «Атласе новых профессий».
О том, что уже изменилось читать здесь.
Полистайте "Атлас": требования к специалисту высокой квалификации: мультиязычность и мультикультурность не подразумевают узкой специализации.
И в любой новой профессии нужны знания из разных областей:
- биоэтик,
- ИТ-медик,
- экоаналитик в строительстве,
- медиаполицейский.
Обучение, построенное на интересах ребенка
Важно уметь делать то, что не могут другие. А типовые операции способны выполнять и машины.
Поэтому, необходимо как можно раньше понять, какие индивидуальные особенности есть у ребёнка и как их развивать, чтоб он был счастлив и успешен. Причём, успех в будущем - это не движение вверх по карьерной лестнице или наличие автопарка из машин люкс класса. Успех - это ощущение, что ты делаешь то, что тебе нравится и то, что нужно людям. У каждого своё понимание.
Обучение с помощью образов и эмоций
Вряд ли кто забудет названия цветов радуги, потому что "каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Или когда пишется "ы" после "ц": "цыган стоял на цыпочках и цыкал на цыплёнка".
Это работало всегда. Но почему именно сейчас всё больше педагогов говорят о том, что только такие методы и хорошо работают на запоминание?
Мы в океане информации. Куда плыть и где твердая почва - не каждый сразу разберется. Детям многократно сложнее.
Чтоб ориентироваться, нужно критическое мышление, умение анализировать и находить важное. И это важное подать так, чтобы было "вкусно" и "полезно" - задача родителей. Что уж теперь поделать - такое время. Но только вначале, а потом, ребёнок сам научится грамотно распоряжаться временем и информацией.
Я рассказываю, что мне понравилось из того, что я слушала:
от 0 до 10 лет
Татьяна Григорян на своих семинарах с использованием Вальдорфовской педагогики предлагает очень интересно и просто объяснять детям базовые понятия начальной школы.
И заодно рассказывает, например,
как организовать свой день, чтоб мама меньше уставала
или
что стоит за постоянными просьбами ребенка купить новую игрушку.
В январские праздники (со 2 по 8 января) у неё бесплатный уроки для родителей "Родительские секреты". И это, конечно, не последний её онлайн тренинг.
от 7 лет и старше
Светлана Краузе тоже в январские праздники проводит бесплатный семинар "Творческое обучение со Светланой Краузе". Светлана рассказывает, как можно быстро и легко освоить любой предмет из школьного курса.
Думаю, что он тоже не последний.
На этом канале я пишу о своём опыте обучения ребёнка на семейном образовании и проекте «Школа вне школы» .
уже пройдены две экспертные сессии:
"Трек индивидуального развития",
"Учусь легко, учусь с удовольствием".
Сдали первую аттестацию.
я поняла, что:
- "умение учиться" без школы и почти без мамы - вполне реальный навык.
- выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели возможно.