Найти в Дзене
ЭХО ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

Фальшивая армия

В среде всеохватывающего учета каждой воинской единицы СССР случилось событие, не имеющие аналогов по своей наглости и дерзости : с 1942 года до 1952 года действовала несуществующая военно-строительная часть, скомплектованная дезертиром Николаем Павленко. Главное командование страны даже не подозревало о ее существовании.

Николай Павленко родился в 1908 году в семье зажиточного мельника. В 30-е годы семья подверглась репрессиям как кулацкий класс, но Николай за пару лет до этого сбежал из семьи в г Минск, и это спасло его от ссылки в Сибирь. Какое-то время Павленко работал на строительстве дорог в Белоруссии, затем поступил в политехнический институт, но бросил учебу, проучившись два года. В 1935 году Павленко, работая бригадиром в строительной организации, был арестован и заключен под стражу за обнаруженные хищения стройматериалов. Есть версия, что в этот период времени он был завербован сотрудниками НКВД для «помощи органам в разоблачении антисоветского заговора среди руководящих сотрудников стройуправления». В связи с чем был отпущен на свободу, работал в той же строительной артели, и регулярно писал доносы на руководящий состав.

С началом ВОВ Павленко был призван в Советскую армию на должность начальника инженерной службы в Западном военном округе. Как известно, именно на этот округ пришелся основной удар гитлеровцев, и часть, в которой служил Павленко после тяжелых оборонительных боев и огромных потерь, оказалась в районе Гжатска. Павленко получает новое назначение в формирующийся отдел аэродромного строительства 1-й воздушной армии Западного фронта. Но к новому месту службы он так и не явился, а вместе с ним пропал грузовой автомобиль и шофер Щеголев. Именно в этот момент у Павленко решается создать фиктивную военно-строительную организацию, для того чтобы скрыть свое дезертирство, при этом брать государственные заказы на строительство различных объектов, благо необходимость в этом есть в условиях военного времени. Но и, конечно же, при этом хорошо заработать.

«Управление военного строительства» (УВС) – такое название было придумано для «воинской части». Для начала работы необходимы были круглые печати и различные штампы с надписями управления, а также различные бланки. С печатями вопрос решил один из подельников Павленко, некий Рудниченко, который он очень искусно вырезал из резиновой подошвы ботинок. Не было больших трудностей и с формой для солдат, ее можно было купить на барахолке без проблем. Для «штаба» подыскали пустующее здание в тихой улочке.

Легализация в составе Советской Армии павленковцев протекала не изумление просто. Павленко решился на авантюру, явился в областной военкомат с просьбой ориентировать на службу в УВС бойцов нестроевой службы, выписанных из госпиталя, у военкома не вызвала ни каких подозрений бумага с липовой печатью, предоставленная самозванцем, и он уверенно поставил свою подпись. Вскоре военкомат стал направлять «для дальнейшего прохождения службы» солдат и сержантов, отставших от своих частей, в самозваное управление. Павленко отдавал себе отчет в том, что его нигде не зафиксированной части легче затеряться на фронте, чем в тылу. И в то же время Павленко не хотел, чтобы его "воинская часть" находилась в опасной близости к фронту. Осенью 1942 года Павленко добился "прикрепления" своего управления к 12-му району, где базировалась авиация. Это было удачей. Так как полевые аэродромы оборудовались на некотором расстоянии от фронта, и каждый раз переносились за наступающими войсками. Потихоньку самозваное управление пополнялось автомобилями и необходимой строительной техникой. Павленковцы строили взлетно-посадочные полосы, укрытия для самолетов, блиндажи для летчиков, оборудовали подъездные дороги. Работали на совесть. Но не все так просто складывалось в управлении Павленко. Собранные под флаг фиктивной воинской части в большинстве своем дезертиры и уголовники, как только наши войска погнали за пределы Советского Союза противника, на территории Польши и Германии, начали мародерствовать. Когда молва вынесла эту информацию за пределы управления, для того чтобы оправдать себя, Павленко устроил показательную казнь трех своих подельников. Хотя все грабежи совершились по указанию Павленко. Было награблено столько, что награбленное вывозили на территорию СССР эшелоном, который Павленко выбил у властей якобы для возвращения личного состава и техники. По пути домой, награбленное распродавалось или использовалось для подкупа должностных лиц.

Со своей "воинской частью" Павленко дошел до Берлина. Конечно же он не забыл "наградить" себя и своих подчиненных. Он каким-то образом умудрился выхлопотать более 200 орденов и медалей. Себя любимого "наградил" тремя орденами.

В 1946 году Павленко решил "расформировать" свою "воинскую часть". Распустив личный состав, он два года работал на дорожном строительстве. Но в 1948 году решил вернуть свое детище, но уже переквалифицированное в мирную организацию.

До 1952 года существовала его организация. Неуемная энергия, умение расположить к себе, уверенность, подкрепленное вовремя данной взяткой, все это способствовало успешному процветанию его дела. Но обман раскрылся на простой мелочи. На Павленко поступила жалоба, в которой говорилось что "руководство собрало с рабочих деньги на приобретение государственных облигаций, а самих облигаций выдали на меньшую сумму". Жалоба была перенаправлена в прокуратуру. Началось разбирательство, и так по цепочке, последовательно прокуратура выяснила появление лживой организации Павленко с момента ее образования. Следствие длилось два года, и насчитывало 146 томов. Приговор оглашали несколько недель. Павленко был приговорен к расстрелу, а его подельники получили от 5 до 20 лет заключения с конфискацией имущества.