Вы когда-нибудь замечали, как мыслите? О чем? Задумывались ли Вы о том, что мысли появляются сами собой, мы не думаем о чем-то, перед тем как подумать. Или, рока мы думаем о чем-то одном, мы же не думаем в этот момент о чем-то другом. Тогда как приходит «что-то другое»?
Сознание – уникальная вещь. Она рассматривается как осознание, как данное в опыте явление, то, что мы осознаем, и сознание, как некоторая теоретическая система, которая порождает то, что мы осознаем.
Но, если мы знаем о «первом» сознании, то о «втором» совершенно не имеем представления. И вот это разделение очень важно, форма и содержание - разные вещи, но определить критерии объема/высоты/глубины сознания мы не можем. Мы можем только найти связь между этими видами сознания, но здесь тоже есть механизмы, объединяющие эти «сознания».
Но, если с людьми все понятно, тогда возникает вопрос, а есть ли сознание у животных? Мы же не можем их спросить об этом. Как решить есть сознание у животных или нет? Может, мы можем связать это с возможностью решать какие-то жизненные задачи? Животные умеют различать опасность и безопасность, они защищают не только себя, но и потомство, некоторые из них делают запасы на зиму, предполагая, что ресурсы будут ограничены. А может, сознание – это возможность решать познавательные задачи? Но все животные обладают колоссальными познавательными способностями.
Наличие познавательных способностей не позволяет определить наличие осознанности. Но ведь люди осознают не только слова, но и эмоции. Этого у животных также проверить нельзя. И вот это разделение сознания на опыт и теоретическое явление может помочь понять сознание в целом. Если мы сформулируем законы работы сознания, как теоретического явления, выведем из этих законов поведенческие следствия, покажем, что поведение животных соответствует законам работы сознания, то с полученным опытом, мы сможем предполагать, что животные способны осознавать.
А как быть с человеком? Здесь все гораздо сложнее, очень трудно собрать все связанное с сознанием воедино, поэтому разбираться придется довольно долго.