Найти в Дзене
S-AUTO

Советские грузовики в джунглях Вьетнама

Говоря о войне во Вьетнаме, часто вспоминают зенитно-ракетный комплекс С-75, во многом повлиявший на её исход. Это действительно так, хотя вьетнамцы и обижались, ведь в СССР уже был принят на вооружение гораздо более совершенный комплекс С-125, который вполне мог бы сделать эту войну на пару лет короче. Но не менее важной чем работа средств ПВО, был работа по переброске через джунгли военных грузов. И эта задача легла на грузовики, которые поставлялись в рамках помощи из Союза и Китая, ну и конечно на их вьетнамских водителей и механиков. Влажность, жара под 40 градусов, рой мошкары...

Редкий зверь- "УРАЛ-375"  вариант с тентованной крышей, выпущенный в небольшом количестве с 1961 по 1964 годы.
Редкий зверь- "УРАЛ-375" вариант с тентованной крышей, выпущенный в небольшом количестве с 1961 по 1964 годы.

Помните, когда то с 1980-го по 2000-й год было такое международное соревнование, «Кэмел Трофи» называлось. Там участники в рекламных целях таскали на себе через джунгли автомобили «Land Rover», раскрашенные в веселый цвет «верблюжьей» сигаретной пачки? Так вот, по сравнению с преодолением джунглей Вьетнама, это легкая прогулка. Таких тяжёлых условий эксплуатации автомобилей, как в Северном Вьетнаме, история ещё не знала! И легла эта тяжесть на плечи советских грузовиков и их китайских клонов. Работа по снабжению отрядов Национального Фронта освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг) стала одним из ключевых факторов, обеспечившим победу над противником.

Переброска ГАЗ-63 по канатам через ущелье.
Переброска ГАЗ-63 по канатам через ущелье.

Снабжение шло через огромную сеть частично замаскированных узких грунтовых дорог, начинавшихся в Северном Вьетнаме. Она захватывала территории Лаоса и Камбоджи, разветвляясь практически во все стороны Вьетнама Южного. Американцы называли её «Тропой Хо Ши Мина», в Северном Вьетнаме - «Тропой Чыонгшон», по названию горного хребта, протянувшегося по западной границе страны.

 Китайские копии "ЗИЛ-157" -Jiefang CA-30 форсируют реку по подводному мосту.
Китайские копии "ЗИЛ-157" -Jiefang CA-30 форсируют реку по подводному мосту.
А это уже сам "ЗИЛ-157"
А это уже сам "ЗИЛ-157"
Опять "ГАЗ-63" с характерной маскировкой кабины.
Опять "ГАЗ-63" с характерной маскировкой кабины.
Трудновато приходилось "ЗИЛ-130" без полного привода.
Трудновато приходилось "ЗИЛ-130" без полного привода.

Сама дорога к концу войны представляла из себя систему замаскированных параллельных дорог, переплетенных паутиной перекрестных троп. Протяженность этой важной артерии вместе с водными путями превышала 20 000 км. Из них более 3000 км были надежно скрыты джунглями, в которых имелись промежуточные склады, ремонтные мастерские, были протянуты кабельные линии связи и трубопроводы для доставки горючего. Работы по ликвидации этой артерии не прекращались американцами ни на день. Над ней круглосуточно барражировали разведчики, каждый день проводились бомбёжки. На неё сбрасывались сейсмические датчики, сообщавшие о движении грузовиков, мины, джунгли выжигались напалмом и обрабатывались гербицидами. Важные развязки подвергались атакам американского и южно-корейского десанта.

Джунгли,теряющие листву от обработки гербицидами.
Джунгли,теряющие листву от обработки гербицидами.

-8
-9
-10

Но несмотря на все ухищрения, тропа функционировала. Автомобили двигались через непроходимые джунгли, преодолевали горные перевалы, переправлялись по натянутым канатам через реки и ущелья. После таких рейдов возвращались они разбитыми, частично на буксире, ремонтировались в кратчайшие сроки (в основном ремонтом занимались бригады девушек) и снова отправлялись в путь.

-11

Потери тоже несли постоянно. За время функционирования дороги безвозвратно утрачено более 14 тыс. автомобилей, хотя цифра может быть и завышена - вьетнамские товарищи понимали, что как только кончится война, кончится и помощь, поэтому постоянно просили больше, что бы запастись. Но даже если и так, потери не маленькие. Правда и половина всех сбитых американских самолетов закончила полет в зоне «Тропы Хо Ши Мина».

Это интересно.Вспоминаем наши игрушечные танки из СССР!
-12