Волонтер – это, в первую очередь, доброволец. Представитель НКО уже должен радоваться, что к нему приходят люди и предлагают помощь, не требуя за свою работу денег (надеюсь, никто не будет спорить, ведь это самая настоящая работа). Грамотный руководитель понимает, что такие кадры надо беречь, и создает благоприятную среду для волонтерства, не забывая о мотивации трудящихся.
Когда наш стажер пришла в хоспис, то ее пригласили на два собеседования. Первое – ознакомительное: что такое вообще паллиативная медицина, где в Москве какие учреждения, кто основатель и идеолог и т.д. Второе – предельно честное.
Цель – распрощаться с иллюзиями. Это вам не анимация в турецкой гостинице. Здесь в палатах может очень неприятно пахнуть (например, язвы у онкобольного). Или же мимо провезут каталку с телом умершего, а кто-то будет в это время кричать за стеной.
Многие не выдерживают. Оно и понятно: некоторые люди в принципе избегают разговоров о смерти и свято верят, что будут жить вечно. А другие просто переоценивают свои силы. Стремясь реализовать какие-то внутренние и часто не совсем здоровые мотивы, «помогаторы» рвутся спасать мир. В итоге с хрустом ломаются пополам (психически) и уходят. Недаром девушка-координатор сказала: «Я не верю в чистый альтруизм. Мы все здесь для чего-то, но это уже вопрос благородства». Действительно, разберитесь сначала с собой. Каковы настоящие мотивы? Зачем вам это все? Или хотите быть как владелица похоронного бюро, решившая таким образом расширить свою клиентскую базу (реальный случай)?
По статистике, в течение года «сливается» около 80-90% волонтеров в хосписе. Зато оставшиеся – «золотой фонд».
Эти ребята точно знают, чего хотят, разумно распределяют время. Его хватает и на учебу, и на работу, и на семью. Волонтерство не должно вредить, оно должно обогащать. И не только духовно. Организация, от которой работает наш стажер, предоставляет бесплатные билеты в театры, консультации психолога, бесплатные тренинги, вкусняшки и т.д. Доброволец должен хорошо себя чувствовать и быть наполненным позитивной энергией.
Ну и большое внимание в обучении уделяется навыкам в практической психологии, например, умению говорить «нет». Нельзя делать то, что тебе не нравится или не хочется. Нельзя соглашаться с чем-то, когда в душе противоречие. Нельзя себя насиловать. Приведем парочку примеров.
Например, пациент хосписа дает вам свою банковскую карточку и просит добежать до банкомата через дорогу снять ему пенсию. Вы, как гипервежливое создание, соглашаетесь и делаете это. Приносите деньги, а тут – опа! – оказывается, что больной страдает периодической потерей памяти. Теперь вас обвиняют вором и обманщиком. А ведь могли просто сказать: «Извините, пожалуйста, я всего лишь волонтер, я тут просто помогаю». Скольких проблем можно было бы избежать и сколько нервов сберечь!
Или же на вас внезапно наорал пожилая женщина с онкологией, хотя вы ее ничем не оскорбляли. Но забыв, что от таблеток поведение человека может резко меняться и скакать как синусоида (гормоны сильнее разума в ее случае), будете обливаться слезами и замучаетесь комплексом вины. Почитайте еще вот про личные границы:
http://psychologytoday.ru/public/kak-pravilno-ne-pomo..,
http://psychologytoday.ru/public/priznaki-togo-chto-i...
Все свои текущие проблемы надо обязательно сразу обсуждать и решать с наставником, курирующим вашу деятельность или психологом, чтобы не накапливались переживания. Не стесняйтесь задавать вопросы. Делайте передышку. Разрешите себе проявлять эмоции. Вы же все-таки живой неравнодушный человек, а не биомашина.
Что, напугались?) Надеемся, не сильно. Ведь все-таки волонтерство – прекрасный способ менять матрицу вокруг себя, притом не словами, а реальными поступками.