Найти тему

«И мальчики кровавые в глазах...» Пока в Казахстане ругают своих силовиков, в России расстреливают колледжи

В Казахстане стало уже, как бы, трендом ругать полицейских. Принято считать, что они все подряд коррумпированные, что среди них – одни непрофессионалы, работать не умеют, только взятки берут и так далее. Это распространённое мнение, разумеется, возникло не на пустом месте. Примеров махровой коррупции полицейских чиновников сколько угодно. За последние пару лет целую «плеяду» высокопоставленных полковников и генералов отправили за решётку за покровительство преступным группировкам. На скамью подсудимых садятся, надо заметить, не рядовые сотрудники, это чиновники уровня начальника РОВД и даже замначальника областного УВД.

Да и на низовых уровнях фактов коррупции тоже сколько угодно. В общем-то, критиковать полицию есть за что.

Буквально взорвала казахстанское общество шокирующая история минувшего лета, когда в самом центре крупнейшего города страны – Алматы – уличные воры зарезали прославленного олимпийского чемпиона, знаменитого фигуриста Дениса Тена. Преступление потрясло всё общество своей наглостью, а главное – потрясло тем, что произошло это не ночью в тёмном переулке, а среди бела дня в так называемом «золотом квадрате», то есть в самом престижном районе самого большого мегаполиса страны, города, который чиновники не устают представлять как комфортный и безопасный. В обществе тогда поднялась мощная волна критики полицейского ведомства. И хотя убийцы были найдены уже на второй день, никто даже не обратил на это внимания. Полицейское ведомство подвергли в социальных сетях самому настоящему шельмованию, каких только ни звучало проклятий в адрес пресловутых «ментов».

Да и не только в сетях критиковали МВД. Целые общественные группы, включая достаточно солидные и уважаемые (как, например, Общественный совет Алматы) требовали немедленного увольнения министра внутренних дел и всего его аппарата. Развернулась масштабная кампания за тотальную реформу казахского МВД. Звучали предложения взять на вооружение опыт бывшего грузинского лидера Саакашвили, то есть – в полном составе уволить весь личный состав органов внутренних дел и набрать новых сотрудников, которые будут работать за достойную зарплату и не брать взяток. Хотя прошло три месяца, однако и по сей день волна недовольства деятельностью полиции в обществе сохраняется. Уже и президент Назарбаев объявил реформу МВД, уже и целую концепцию в правительстве разработали, используя кейсы самых развитых западных стран, уже полным ходом идёт аттестация и переаттестация полицейских во всех районах и городах... Но вал критики не спадает.

Да, народ недоволен многими вещами. И во многом, как мы уже отмечали, критики правы. Не должен начальник УВД оставаться на своём месте, когда его первый зам уличён в «крышевании» братвы. Не должны рядовые полицейские общаться с гражданами в стиле «братан, ты меня уважаешь?» (что, увы, пока сплошь и рядом). Не должны взяточники в погонах отделываться условными сроками, в то время когда человеку, укравшему палку колбасы, суд легко может «впаять» реальный срок.

Всё это понятно.

Но примечательно другое. В то самое время, когда общественники в Казахстане разносят в пух и прах своё МВД, в соседней России происходят гораздо более страшные преступления, не идущие ни в какое сравнение с резонансным убийством Дениса Тена. Причём, и это важнейший момент, – они происходят «серийно», повторяясь как под копирку, месяц за месяцем в разных регионах РФ. И российское МВД почему-то ничего не может с этим сделать. И при этом – заметьте – российских полицейских генералов никто особенно не критикует.

2018-й стал поистине чёрным годом для российских родителей, да и для самих детей. Пресловутые маньяки-«колумбайнеры» наполнили их жизнь непрерывным, хроническим страхом и ужасом. Никто не может быть спокоен, отправляя своего ребёнка в школу, гимназию или колледж. Никто не может быть уверен, что ребёнок вернётся с уроков живым. Сначала зимой в Перми двое полоумных подростков устроили резню в четвёртом классе, ранив около двадцати детишек и едва не убив их учительницу. Не прошло и месяца, как в Улан-Удэ другой 15-летний нелюдь набросился с топором на семиклассников: мерзавец отрубал детям пальцы, пробивал черепа, полосовал лица. И вот наконец, недавняя жуткая трагедия в Керчи, где ещё один социопат, представитель абсолютно такого же психотипа, расстрелял десятки учеников колледжа и почти двадцать преподавателей.

По своему социальному резонансу, по воздействию на умы и души людей подобные преступления абсолютно выделяются из общего ряда. Это, по сути, почти то же самое, что и теракт 2004 года в Беслане. Хотя количественные масштабы убийств в данном случае несколько иные, суть деяния совершенно та же – массовое детоубийство. Подчеркнём – детоубийство планомерное, хладнокровное, целенаправленное.

Социальный резонанс вокруг этих преступлений в России, по идее, мог, да и должен был оказаться на порядки мощнее, чем резонанс в Казахстане вокруг летней драмы с убийством знаменитого олимпийца. Однако происходит почему-то с точностью наоборот. Казахстанцы готовы клясть свою полицию на чём свет стоит за банальные, в общем-то, проблемы и недоработки, которые она стремится решать. Полицию, которую называют «сплошь непрофессиональной», хотя она, отдадим должное, находит преступников достаточно быстро. Полицию, которая «худо-бедно» отслеживает ситуацию в учебных заведениях. На сегодня видеосистемами, подключёнными к полицейским системам мониторинга и реагирования, оснащены 80 % казахстанских школ, а уже к 2021 году президент Назарбаев потребовал оснастить все 100 %.

Заметим, кстати, что в Казахстане каждый случай с пресловутым «синим китом» (который приплыл, между прочим, через любимую здешними детьми российскую соцсеть Vkontakte) вызывал неслабый взрыв эмоций в обществе, причём даже когда участие ребятишек в «игре» лишь выявлялось, то есть – когда никто ещё не погиб. А уж чтобы завелись какие-то «колумбайнеры»...

Интересно, почему же столь неодинаков уровень требований к полиции и силовикам в целом у россиян и казахстанцев? Почему казахское общество так остро реагирует на те проблемы, которых российское не заметило бы вообще?

Вопрос на самом деле сложный. Ясное дело: две страны абсолютно различны по территории и населению. Россия во много раз больше, здесь живут почти в десять раз больше людей. Масштабы совершенно другие, в том числе и у силового блока здесь другие масштабы решаемых проблем. Слава Богу: в России последнее время органы национальной безопасности стали работать достойно. Только за год, если верить информации ФСБ, были предотвращены десятки терактов. Один лишь мировой чемпионат по футболу чего стоил – к нему мировой «чёрный интернационал» готовился особенно активно. Но ничего у террористов не получилось.

А вот по таким, казалось бы, относительно «простым» преступлениям как расстрелы или резня в школах, устраиваемые разного рода неадекватами, российский силовой блок почему-то позорно буксует. Не могут элементарно выстроить систему упреждающих мер. Не могут внедрить какие-то единые стандарты безопасности в учебных заведениях. Не могут обеспечить постоянную тесную связь между школьными инспекторами, психологами и полицейскими (что в Казахстане сделано уже очень давно), дабы уже на ранних стадиях выявлять потенциальных «росляковых».

Даже с оружейным магазином, в котором подросток закупал свой арсенал вооружения, силовики не выстроили обратной связи, чтобы продавцы могли сообщать о потенциально подозрительных клиентах. Хотя оружейных магазинов в той же Керчи не так много – это всё-таки не гастроном и не булочная.

И главное, повторимся, – в России в свете пермской, забайкальской и керченской трагедий не видно НИКАКОГО возмущения работой полиции, хотя бы отдалённо сопоставимого с взрывом недовольства казахстанцев после убийства Дениса Тена. Даже не слышно, чтобы кто-то там требовал снять с должности министра внутренних дел или хотя бы уволить за недопустимую халатность местных, крымских, полицейских генералов.

Так в чём же разница между россиянами и казахстанцами, имея в виду отношение к преступности в своей стране? Очень, очень хотелось бы это понять.