На вопрос отвечает Дарья Данилова - CEO RocketData, сервиса, помогающего компаниям управлять информацией о себе в сети и работать с отзывами в популярных онлайн-каталогах.
В 2017 году проект привлек preseed инвестиции, успешно сделал MVP и вышел на рынок СНГ. В ближайший месяц будет оглашена информация по привлечению seed-раунда финансирования с участием венчурного фонда и бизнес-ангелов.
Комментарий Дарьи:
“Для того, чтобы составить понятное для инвесторов описание проекта, нужно ответить на следующие вопросы:
- На каком рынке будет работать проект.
Необходимо максимально точно его определить. Данные можно взять из глобальных исследований. Рынок должен быть достаточно большим и растущим, чтобы быть привлекательным для инвестора, поэтому важен не только объем рынка, но и этот показатель в динамике. Чем больше рынок - тем привлекательнее проект.
Мне кажется, что минимальная граница размеров мирового рынка - это 1 млрд. долл., если проект хочет быть привлекательным для инвестора.
- На чем будет зарабатывать проект, и как он будет привлекать клиентов - необходимо детально продумать и описать планируемую бизнес модель. Насколько такая бизнес-модель масштабируема. Какие дополнительные затраты несет проект для выхода на новые рынки и в новые сегменты. Как быстро может подключать новые каналы привлечения пользователей.
- Почему именно сейчас (а не год назад и не через год) самое лучшее время для запуска этого проекта.
- Какие есть у проекта возможные конкуренты.
Притом не только прямые, но и косвенные. Наиболее частая ошибка стартапов - говорить о том, что конкурентов нет. Для инвесторов это значит только одно: плохо исследован рынок и/или отрасль настолько неперспективная, что в нее никто не идет.
- Кто основатели проекта, почему именно они - лучшая команда для реализации данного решения. Каковы их личные компетенции и достижения. Оптимальным считается количество фаундеров от 2 до 4.
- До презентации проекта инвесторам, желательно провалидировать идею и провести тестирование еще не существующего продукта на предмет наличия спроса.
Как это сделать? Можно создать Landing page с кнопкой заказа и закупить трафик из тех каналов, которые планируются к использованию. По кнопке “заказать” необходимо собрать данные заинтересованных клиентов и связаться с ними. С помощью А\Б тестирования можно также сразу определить оптимальную цену продукта, оптимизирующую выручку, стоимость привлечения каждого клиента.
Если у проекта есть возможность, сделать какой-то прототип самостоятельно еще до похода к инвесторам или сразу показать реальные данные уже существующих заказов, предзаказов - это будет большим плюсом.
Традиционно существуют следующие каналы привлечения инвестиций:
- Так называемые 3F (friends, fools, family) - это просто друзья и знакомые, готовые дать вам небольшую сумму денег за долю в компании, потому что они в вас верят или хотят поддержать. Часто сумма таких инвестиций составляет от 5 до 50 тыс. долл., на эти деньги создается MVP (минимальный ценный продукт) и происходит запуск продукта на рынке.
- Бизнес ангелы - частные инвесторы, как правило, успешные бизнесмены или люди из отрасли, которые инвестируют в стартапы на ранней стадии. Часто сумма инвестиций варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тыс. долл. на рынке СНГ. Часто ангелы выступают в синдикате и инвестируют совместно. Для ангелов уже нужен MVP, их средства, как правило, идут на его улучшение, тестирование бизнес-модели и полновесный выход на рынок с определенными показателями развития бизнеса.
- Venture funds - венчурные фонды, это уже этап финансирования проектов, у которых есть постоянная выручка, сложившаяся и оцифрованная бизнес-модель и понятная динамика роста. Венчурные фонды могут инвестировать на самых разных стадиях. Минимальный чек начинается, на мой взгляд, от полумиллиона долларов и заканчивается практически бесконечностью.”