Как нужно относиться к словам духовника, с которыми ты не согласен и которые ты не готов принять?
Отвечает старообрядческий священник
Иоанн Севастьянов
В старообрядчестве нет такого преувеличенного значения духовника, как это наблюдается в новообрядчестве (РПЦ). В нашей Церкви сохранен древнехристианский принцип внутренней свободы во Христе. И поэтому окончательное решение своих жизненных вопросов каждый христианин принимает сам.
Отсюда следует, что духовное чадо ни в коем случае не является собственностью или рабом духовника. Да настоящий духовник никогда и не будет настаивать на своем, наперекор воле исповедующегося. Опытный духовник понимает, что человеку можно только советовать, помочь самому найти правильный ответ на тот или иной вопрос. Поэтому никто никогда не вправе оправдывать свои поступки исходя из слов того или иного духовника.
Расхожая пословица — «Послушание выше поста и молитвы» является извращенным контекстом христианского делания. Мы знаем из слов Христа, что нет ничего выше поста и молитвы (Мф 17, 21). Но, с другой стороны, можно привести многочисленные примеры беспрекословного послушания своим наставникам святыми людьми. И Сам Господь «был послушлив, даже до смерти». Это никак не противоречит вышесказанному. Эти примеры послушания характеризуются одним краеугольным принципом — добровольность.
Любое послушание может быть только добровольным!
Если человек не принужден к исполнению того или иного действия никакими внешними обстоятельствами и авторитетами. Только в этом случае послушание может принести духовную пользу и результат. Если же человек вынужден следовать советам не по доброй воле, а ультимативно, по принуждению — духовному или физическому, то такое духовничество ничего не стоит, и очень часто приводит к духовным трагедиям. Если что-то совершается не добровольно, это уже не послушание.