Есть такая кабардинская сказка «Не жди добра в ответ на зло».
Там рассказывается о том, как заболел царь зверей – Лев. И все приходили его проведать. Одна Лиса не приходила, так как в этот период дань с кур собирала. Заметил это приближенный к царю зверей Волк и говорит ему: «Все о твоем здоровье пекутся, одной Лисе дела нет. А всё почему? Потому что радуется, ждет твоей смерти и хочет затем вместо тебя над всеми зверями властвовать». Услышал это Барсук и предупредил Лису.
На следующий же день утром Лиса явилась к больному царю. Увидел её Лев, разозлился: «Нет тебе дела до меня, не приходила проведать, коварная».
«Что ты, господин, да продлятся дни твои, - отвечает хитрая лиса, - целыми днями, ночами о тебе думаю, всех лекарей обежала и нашла для тебя лекарство»
«Говори скорее», - не терпится узнать Льву средство излечения.
«Лекарство это нужно сделать из суставной кости Волка», - отвечает плутовка.
Приказал Лев вытащить из лапы Волка альчик (эту самую кость).
Идет Лиса домой, навстречу Волк, ногу волочет.
«Что с тобой, серый?» - ласково интересуется Лиса, делая вид, что не знает ничего.
«За дело получил, - отвечает Волк, - правильно говорят, что не жди добра в ответ на зло».
Так вот, к чему я тут поведала об этой сказке?
Я ее часто рассказываю клиентам, которые испытывают моббинг на работе, в детстве сталкивались с травлей в школе, в семье их подавляли…
И интересно, как реагируют эти измученные другими люди на сказку.
Они опускают поведение Волка, вроде, как и не было для них того, что Волк практически чуть не лишил Лису жизни. Что такое сказать царю, что кто-то ждет твоей смерти, чтобы стать самому царем? Фактически, подписать смертный приговор.
Нет, люди, испытывающие на себе травлю, НЕ ВИДЯТ ЭТОГО!!!
Они мне говорят: «Какая коварная лиса, как она поступила с Волком плохо. Сделала инвалидом».
«А Волк?» - спрашиваю.
« Волка жалко».
Начинаю возвращать к началу сказки: «Что бы было с Лисой, если ее не предупредил бы Барсук?»
«Ой, наверное, Лев приказал бы её казнить. Или заточить».
Уж, исходя из того, как Лев взял кость на лечение из ноги своего приближенного, в доброту Льва не приходится верить.
И начинают люди удивляться: КАК ЖЕ ТАК, ПОЧЕМУ ТАКАЯ ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ ВЫШЛА ИЗ ИХ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ?
Почему Лиса для них только лишь коварная плутовка, а Волк - жертва???
У людей, находившихся с детства под прессингом, в роли жертвы есть такие особенности:
- Они всегда подсознательно считают, что другие имеют больше право на что-то, чем они, что жизнь других более ценная, чем у них. Так как в сказке изначально Лисе уготована роль жертвы, то Волк у них ассоциируется с более ценной личностью;
- У них с проблемами с границами, часто пропускают нарушение их территории, спохватываются поздно, поэтому их реакция часто очень эмоционально и резка. Или защищают границы не там, где следует;
- Чувства жертв задавлены, они не могут часто понять, что испытывают, так как с детства им на выражение чувств давался запрет, и их стыдили за это;
- Хорошие девочки-мальчики не имеют право на свою защиту, на такие нехорошие поступки. Лиса себя защитила, она стала плохой, не защитила бы, погибла - была бы хорошей, но мертвой. С детства это борьба за призрачное: быть для мамы - папой хорошей (хорошим) становится целью во всех отношениях.
Оксана Танкова, практический психолог Теги: жертва, агрессор. моббинг, травля, защита себя, защита своих границ, желание быть хорошим