Найти тему
РЕКА ВРЕМЕНИ

Почему в Советском Союзе не выпускали вертолёты с лыжами, как в Соединенных Штатах

Как известно, на различных типах вертолетов используются различные шасси: колёсные, полозковые (лыжи), поплавковые.

Хоть раз в жизни многие люди, видевшие в американских фильмах вертолеты, задавали себе вопрос: " Почему на многих американских вертолетах в качестве шасси используется лыжи, а на советских, а теперь российских - колеса?"

Но если обратить внимание, то можно заметить, что вертолеты, оснащенные лыжами, по взлетной массе можно отнести к лёгким и сверхлегким типам. Средние и тяжелые вертолеты (хотя это классификация относительная) и в России и за рубежом, снабжены колесными шасси.

В СССР вертолеты лёгкого типа не выпускались, но попытки поставить вертолеты на лыжи - были. В конце 60-х годов фирма Камова разработала модификацию вертолета К-25 имевшую лыжные шасси, но военные этот вариант не приняли.

                                             Вертолет К-25ф
Вертолет К-25ф

Американский вертолёт UH-1 «Ирокез», который можно смело назвать одним из символов вьетнамской войны, имеет шасси полозкового типа. Американские полицейские патрульные вертолеты, а также спасательные также используют подобные шасси.

-3

Одними из самых главных достоинства полозковых шасси - это их вес, а также простота, что означает более низкую стоимость. Амортизация при посадке достигается за счёт упругости лыж и принцип их работы чем-то напоминает работу автомобильной рессоры.

В отличие от лыж, амортизация колёсных шасси достигается за счёт пневматики и стоек-амортизаторов и в этом они имеют серьёзные преимущества перед полозковыми шасси.

В большинстве случаях, взлет и посадка вертолетов "по-самолетному" - это обычное явление. С применением подобного способа значительно снижается нагрузка на винтомоторную группу машины. Взлет и посадка "по-вертолетному" обычно применяются в случае ограниченной посадочной площадке.

Ещё одним преимуществом колесных шасси является возможность рулежки, или, говоря простым языком, возможность передвижения воздушного судна по аэродрому на колесах. Для перемещения вертолёта, оснащенного лыжами, на полозьях часто устанавливают дополнительные колёса или применяются специальные тележки.

Так что вертолеты, имеющие колесные шасси, были более универсальными, а в СССР не было легких вертолетов. Поэтому в Советском Союзе сочли нецелесообразным налаживать производство вертолетов с полозковыми шасси.

Из всего этого можно сделать определённые выводы: полозковые шасси допустимо применять на легких и сверхлегких вертолетах, которые часто используются в условиях ограничения взлетно-посадочных площадок.

Это как раз относится к случаям применения вертолетов аварийно - спасательными службами, полицией, частными владельцами и еще во множестве других подобных случаях.

Свидетельством тому являются российский вертолет "Ансат", который выпускается, в зависимости от требований заказчиков, и с колесными шасси, и полозковыми, но всё же колесное шасси является основной схемой шасси у большинства современных вертолетов.

                                                         Вертолет "Ансат-У"
Вертолет "Ансат-У"
                               Вертолёт "Ансат" с полозковым шасси
Вертолёт "Ансат" с полозковым шасси

Ещё лет тридцать назад я интересовался у знакомого вертолетчика преимуществом и недостатками лыжных шасси. Кроме того, что перечислено выше, он отметил ещё одно преимущество лыж - это более низкое удельное давление машины на грунт, что позволяет посадить машину на слабую почву. Действительно, по этому моменту, лыжи имеют перед колесами неоспоримое преимущество.

                           Вертолёт AH-64 Apache на лыжах
Вертолёт AH-64 Apache на лыжах

Подтверждение его слов является то, что несколько лет назад американцы свои боевые вертолеты, дислоцированные на Аляске, оснастили лыжами. Связано это было с климатическими особенностями тех мест. В теплое время года, при посадке на оттаявший грунт, колеса вертолета проваливались.