Как и многие творения, впоследствии ставшие легендарными, дебютный альбом Joy Division Unknown Pleasures, вышедший 15 июня 1979 года, сперва не пользовался особой популярностью. Лишь после самоубийства лидера группы Иэна Кертиса в 1980 году альбом пробился в хит-парады, а потом и вовсе стал культовым.
Загадочные линии, изображенные на обложке Unknown Pleasures, разошлись на плакаты, футболки и татуировки, а мрачная экспрессия песен Joy Division вдохновила десятки групп начать свой собственный музыкальный путь.
10 фактов об альбоме
- Продюсером пластинки стал Мартин Хэннет, один из основателей манчестерского лейбла Factory Records. Он же работал над вторым альбомом Joy Division Closer, а также сотрудничал с Happy Mondays, The Stone Roses, New Order, Buzzcocks и Джоном Купером Кларком. Хэннет сыграл важную роль в формировании характерного звука Joy Division и в то же время отточил свой собственный фирменный стиль — минималистичный, атмосферный, с использованием синтезаторов, лупов и эха. Работа с ним была специфическим опытом, и Питер Хук отзывался о продюсере так: «Дерек Брэмвуд из Strawberry Studios сказал нам, что можно взять группу, блестяще играющую 20 лет, завести ее в студию к Мартину, и уже через пять минут они будут пытаться перерезать друг другу глотки. (…) Мы дали ему отличные песни, и он, будто шеф-повар, добавил немного соли, перца и трав и подал блюдо. Но ингредиенты ему были нужны наши собственные».
- Хэннет добавил в альбом много причудливых звуков вроде дребезга разбитой бутылки, хруста чипсов и смыва воды в унитазе.
- Голос Кертиса для песни Insight был записан через телефон, чтобы достигнуть ощущения отдаленности.
- Масштабное, атмосферное звучание Unknown Pleasures сильно отличалось от довольно агрессивного стиля живых выступлений группы, и мнения участников об этих изменениях разошлись. Питер Хук говорил, что не мог скрыть своего разочарования, потому что они стали чересчур похожи на Pink Floyd. А Стивен Моррис был доволен альбомом и отметил, что записи и концерты – разные вещи, поэтому сильное различие в энергетике было объяснимо. Иэн Кёртис тоже был впечатлен работой Хэннета.
- Позднее Хук смягчился и признал, что Joy Division обязаны своим уникальным звуком именно Хэннету. Также он отметил, что именно на альбоме впервые услышал некоторые гитарные партии Самнера и строчки Кёртиса: вживую группа громыхала настолько агрессивно, что разобрать их было невозможно. Хэннет добивался идеальной чистоты и разборчивости каждого инструмента, вплоть до каждого барабана. Музыканты, вынужденные раз за разом переигрывать свои партии, были не в восторге от этого метода. Тем не менее, настойчивость продюсера принесла свои плоды не только в техническом, но и в художественном плане: в песнях появлялась некая отстраненность и разобщенность, и для атмосферы пластинки эти ощущения были крайне уместны.
- Обложка Unknown Pleasures стала чуть ли не более культовой, чем сам альбом, и зажила своей жизнью. Эта таинственная иллюстрация, изображающая график ста радиоимпульсов от пульсара PSR B1919+21, была взята из Кембриджской астрономической энциклопедии. В 1967 году PSR B1919+21 стал первым открытым пульсаром, вскоре за ним были обнаружены еще несколько источников подобных сигналов. Долгое время ученые не могли определить природу исходящего от пульсаров радиоизлучения и всерьез считали их некими маяками внеземных цивилизаций. А тот самый пульсар, увековеченный Joy Division, изначально назывался LGM-1, что было сокращением от «Little Green Men» (маленькие зеленые человечки).
- Идея использовать этот график, в оригинальной версии исполненный черным по белому, поступила от Морриса, который показал иллюстрацию дизайнеру-оформителю Питеру Сэвиллу. Помимо Joy Division, Сэвилл сотрудничал с другими музыкантами лейбла Factory Records. На него оказали влияние постмодернизм и баухауз. Сэвилл одним из первых начал убирать названия альбомов и даже групп с обложек во внутренние конверты, что поддерживало атмосферу тайны вокруг тогда еще не очень известных Joy Division. Также Сэвилл оформлял обложки альбомов Pulp, Suede, King Crimson, Брайана Ино, Пола Маккартни.
- Дизайн альбома приглашал слушателя к некому путешествию. Найти названия песен было не так просто, потому что они располагались во внутренней вкладке. Первая сторона пластинки называлась «Снаружи», а вторая – «Внутри».
- Коммерческий успех альбома был невелик, и он даже не попал в британские чарты, но журналисты практически в один голос дали ему высокую оценку. Уже тогда критики ведущих музыкальных изданий называли Unknown Pleasures не только одной из самых лучших дебютных пластинок, но и одним из величайших альбомов всех времен. Молодую группу сравнивали с The Doors и The Velvet Underground.
- Можно бесконечно перечислять почетные рейтинги, в которые впоследствии вошла пластинка. Вот некоторые из них: журнал NME поместил Unknown Pleasures на 4-ое место в списке величайших альбомов 70-х и на 43-е место в списке величайших альбомов всех времен, а журнал Q отдал альбому 19-е место в списке «100 лучших британских альбомов».