Как стало известно 25 октября 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о праздновании 350-летия Петра Первого. Этого великого царя и реформатора мы знаем прежде всего как человека, прорубившего пресловутое окно в Европу. Но неужели Петр Алексеевич проводил свои эпохальные преобразования на пустом месте?
Недаром ведь английский физик Исаак Ньютон говорил, что не совершил бы свои открытия если бы он не стоял на плечах гигантов. На чьих же плечах довелось стоять одному из величайших людей не только в русской но и мировой истории и как и кем были продолжены его начинания.
Об этом мы и будем говорить сегодня подробно.
Князь Владимир и крещение Руси. С Востока на Запад
В одной из наших предыдущих публикаций, рассказывающей о киевском князе Олеге по прозвищу Вещий мы широко рассматривали его знаменитый поход на Византию.
Если рассмотреть это событие более глубоко, то можно прийти к выводу, что помимо простой военной операции оно явилось еще и первым актом по заявлению молодым русским государством своих прав на международной арене.
Воинская сила славянских дружинников заставила уважительно говорить о себе кичливых греческих имперцев, считавших себя центром тогдашнего миропорядка.
В свою очередь первым шагом к духовному сближению с этим крупнейшим политическим и экономическим игроком тогдашнего геополитического пространства сделал великий князь Киевский Владимир Святославович, когда избрал в качестве государственное религии христианство греческого образца.
Сама история этого знакового события представляет немалый интерес.
Изначально вопрос столь важного выбора приобрел дискуссионный характер. Киев посетили представители всех крупнейших монотеистических конфессий: иудаизма, католицизма и православия. Поначалу на князя произвела весьма благоприятное впечатления вера мусульман. Его, как известного сластолюбца вдохновили пасторальные картины арабских райских кущ в изобилии заполненных прекрасными гуриями, но однако не по душе пришелся государю запрет на хмельные напитки, заповеданный Мухаммедом (есть мнение, что в оригинальном варианте летописи это не зафиксировано, а на деле является не чем иным, как позднейшей поддельной вставкой, призванной "узаконить" русское пьянство, приносившее солидный доход питейным заведениям). В свою очередь на представителей иудаизма он обрушился с гневом, так как те поведали ему, что не имеют отечества, будучи обреченными Богом на вечное скитание. На это Владимир заявил, что народ, пребывающий в столь жалком положении не имеет права быть вероучителем славян. Католиков же не стали слушать вовсе. Киевский государь безапелляционно выступил против принятия Русью католической веры.
Вместе с тем подробный рассказ греческого философа об основах православия произвел на князя весьма благоприятное впечатление , но чтобы сделать окончательный выбор киевский государь послал в разные земли своих советников, чтобы они во всех подробностях поведали ему об особенностях богослужения всех претендентов.
По результатам этого своеобразного турне Владимир и сделал выбор именно в пользу православного вероисповедания. Такое решение сложно относить только лишь ко благочестию монарха к тому же зная какой образ жизни он привык вести употреблять слово "благочестие", как то даже не совсем уместно.
Государь руководствовался прежде всего прагматическими соображениями.
Сближение с великой греческой державой обеспечивало Руси крепкую систему государственного устройство и повышало ее общий социальный и культурный уровень.
Это и стало первым шагом в процессе прорубания "окна в Европу" правда не совсем обычным образом: с Востока на Запад.
Ярослав Мудрый: дипломатия с женским лицом.
Россия-богатая и сильная страна, которой принадлежат весьма значительные в мировых масштабах запасы нефти, газа и иных природных ресурсов. Несмотря на все экономические и политические сложности такая огромная сырьевая база и сегодня обеспечивает относительное благополучие нашему государству.
У русского богатства есть и еще одна сторона: это наши люди и если быть еще более точным- наши женщины. Недаром они считаются одними из самых красивых в Европе и способны покорить самого взыскательного жениха.
Русский князь Ярослав Мудрый хорошо это понимал. Несмотря на традиционно патриархальную систему взаимоотношений на Руси( мужчина в центре) он уделял огромное внимание воспитанию и физическому и духовному развитию своих дочерей.
Их у него было три: Анна, Анастасия и Елизавета.
Истории браков этих незаурядных барышень заслуживают самого пристального внимания.
Самым известным стал несомненно союз киевской княжны с французским королем Генрихом Первым. Европейский монарх был просто поражен познакомившись со своей невестой. Ее отличали не только ум и красота, но и твердость характера. Например во время брачной церемонии она заявила, что принесет клятву на взятом с собой православном Евангелии, а не на латинской Библии.
Генрих пытался всячески угодить молодой жене, устраивая в честь нее многочисленные приемы и увеселения.
Особенно прекрасная чужестранка любила охоту. Придворные были поражены с какой ловкостью она держалась в седле даже самой горячей лошади и сколь была неутомима в поездках. Княжна без особых усилий выучила латынь и язык родной страны ее супруга. Как и положено европейской монархине она строила монастыри и много помогала социально незащищенным слоям населения. За свои благовидные деяния она удостоилась восторженной оценки самого Папы Римского- для иностранки случай почти что исключительный.
Кроме того она исправно выполняла и свои обязанности как венценосная мать. За время супружества она родила Генриху четверых детей.
Столь светлый образ омрачал лишь ее брачный мезальянс с графом де Крепи
Через скорое время после смерти короля граф поспешил посвататься к едва овдовевшей Анне обвинив в измене свою собственную жену. Однако церковь не дала "греховоднику" развода сочтя повод недостаточным.
Тогда Рауль и Анна попросту бежали из Парижа, сыграв свадьбу так словно оба были свободны. Скандал вышел невероятный. Рауль считался теперь двоеженцем, а Анна не женой, а любовницей к тому же ради она оставила сиротами при живой матери своих детей, включая семилетнего Гуго. Защитой ей оставался лишь старший сын Филипп, беззаветно любивший свою мать.
Граф де Крепи был отлучен от церкви, но влюбленным все было нипочем. Они готовы были заплатить и эту цену.
Лишь после смерти жены графа их брак с Анной стал считаться настоящим. Пока родственники нового мужа делили наследство женщина тихо вернулась в королевский дворец. Любимый сын и наследник престола был рад ее видеть. Теперь киевская княжна вновь стала играть некоторую роль при дворе, но теперь ее стали величать не Королевой, а Матерью короля.
Память об Анне Ярославне жива в душах французов и по сей день. С ее легкой руки Филипп теперь обычное европейское имя, которое носит например супруг нынешней королевы Великобритании. Киевская красавица также например ввела моду на диадемы, пришедшие на Русь из Византии.
Благодаря ей многие европейские аристократки освоили верховую езду. Сыновья русской княжны стали основателями королевской династии Капетингов, которая правила во Франции до 1328, а внучка Анны стала прямым предком всех королей Шотландии.
В свою очередь история любви сестры Анны, Елизаветы и норвежского принца Гарольда развилась как настоящий рыцарский роман.
Лишившийся престола варяг прибыл на Русь в 1031 году и убедившись что найдет здесь приют сразу попросил у Ярослава руки его дочери. Здесь киевский князь, следуя русской знакомой нам по сказкам традиции полагает что жених должен заслужить столь высокую честь и вместе с отставками скандинавской дружины отправляет юношу в поход на Польшу, откуда викинг возвращается с богатой добычей, но вместе с тем князь заявил, что несмотря на благородное происхождение молодой человек гол как сокол и его дочери не пара на что тот не оскорбился, а настроился показать себя во всей красе.
На этот раз он повел своих воинов в Византию.
Тогдашний византийский император Михаил IV благосклонно принял гостя и назначил его командиром Варяжской гвардии- элитного подразделения империи в шесть тысяч отборных скандинавов в лучшем вооружении того времени и уже совсем скоро юный искатель приключений полностью оправдал столь высокое назначение.
Сначала его "солдаты" очистили византийские воды от пиратов.
Затем они высадились на Сицилии лишив арабов всех их замков, что по тем временам стало сенсацией, ведь считалось, что такое почти невозможно, да и сами варяги замков до этого никогда не брали. Помимо этого наемникам удалось еще и жестоко подавить восстание в Болгарии.
После таких ошеломительных успехов варяжская гвардия стала охранять императора, а некоторые из наемников получили службу в тайной разведке, таким образом Гаральд стал одним из самых влиятельных людей в Византии .
Новый император Константин Момомах оказался настроен антиваряжски. К тому узнав, что в период междуцарствия их начальник разграбил дворец подверг его тюремному заключению.сбежав из тюрьмы норвежец поспешил в Киев, однако думал он не о любимой невесте. Его рассудок застилало лишь желание отомстить коварным грекам. Без долгих предисловий он предложил будущему тестю поход на Константинополь.
Князь энтузиазма норвежца не разделил и своих воинов для осуществления задуманного не предоставил, однако самому ему идти в поход не запретил и к тому же в качестве компаньона послал с ним своего старшего сына Владимира с его новгородской дружиной. В возможность взятия Константинополя киевский государь мало верил, но считал, что попытаться все таки следует.
В июне 1043 года суда викингов появились в бухте Пропондиты.
Гаральд потребовал почти по килограмму золота на воина и переговоры на этом и закончились.
Высадив свою дружину на греческом побережье храбрый принц направился к маяку Искерсту, готовый на этот раз разговаривать с противником языком силы.
Важно заметить, что это сражение оказалось довольно темным моментом в истории.
Корабли бездействовали полдня и лишь затем в атаку пошли византийские триеры, когда как варяги совершали попытки продырявить борта вражеских судов своими копьями.
Когда в ход пошел греческий огонь Гаральд приказал держать дистанцию в сорок метров, куда огненные струи попросту не могли долететь. Однако переломным моментов в сражении стал шторм в ходе которого многие греческие лодьи просто разбились о скалы. Это стало полным фиаско, склонившим чашу весов в пользу захватчиков.
Однако раздосадованный император решил, что еще не сказал своего последнего слова.
По пути на родину греческие воины взяли в плен новгородцев, коих ослепили всех до единого. Такова была жестокая плата за военный успех и византийских берегов.
Вернувшись в Киев Гаральд сыграл пышную свадьбу с Елизаветой и это торжество неожиданно оказалось двойным. После победы над византийским флотом император отдал в жены за князя Владимира, сына Ярослава свою дочь как залог будущего мира с грозным противником.
Оба этих брака существенно возвысили авторитет киевских князей и упрочили международный авторитет русского государства.
Судьба третьей дочери Ярослава Мудрого по имени Анастасия была самым тесным образом связана с Венгрией.
Такой вариант брачного союза не был первым в истории киевской Руси.
Дед Ярослава, князь Святослав Игоревич, судя по некоторым данным был женат на венгерской княжне Предиславе, а свояком самого Ярослава Мудрого был венгерский герцог Ласло Сар, между прочим двоюродный брат самого короля Венгрии Иштвана I
Союз с Венгрией был очень заманчивым для киевского князя, но предполагаемый кандидат в женихи венгерский князь Андраш оказывался далеко не самой завидной партией.
Молодой человек подвергался жестоким гонениям из за того что нынешний венгерский государь, люто ненавидя его отца язычника не оставлял в покое и его отпрысков. В итоге под покровительством Киева оказались не только сам Андраш но и его братья Андре и Левенте. Они понимали, что могут рассчитывать на радушный прием, ведь приходились киевскому властителю племянниками. Под влиянием мудрого и чуткого дяди Андраш принял христианскую веру, в 1039 году венгерский юноша был помолвлен с дочерью своего покровителя Анастасией. Увы об официальном браке пока не могло идти речи: особа княжеских кровей не могла стать женой бесприютного изгнанника.
В 1046 году в Киев прибыли представители венгерской оппозиции, которые стремились сделать Андраша знаменем восстания против тогдашнего венгерского короля Петера, который признал себя вассалом германского императора тем самым фактически лишив Венгрию суверенитета. Ярослав Мудрый всецело поддержал эту попытку своего зятя в борьбе за венгерский трон.
Однако прибыв на родину Андраш и его брат Левенте оказались в центре языческого восстания. Разгневанные венгры требовали расправы над священниками и сожжения христианских храмов.
Не в силах принят твердого решения, которое далось бы ему крайне тяжело, ведь он сам был христианином Андраш предпочел умыть руки позволив восставшим действовать по своему усмотрению.
Такая двойственная позиция дала повод некоторым злым языкам сомневаться в твердости христианских убеждений юноши и даже его намерении восстановить языческую веру, но дальнейшие события показали, что это не так.
Став королем Венгрии Андраш безжалостно расправлялся с язычниками, помогшими ему завладеть троном.
Не последнею роль в этом сыграло и влияние его жены, киевской княжны и искренне верующей христианки.
Ее пребывание на родине мужа ознаменовалось как эпоха заметного роста византийского культурного влияния. Наступившая стабильность в государстве способствовала широкому росту строительства монастырей. Непосредственно для православных, чуть севернее Будапешта был основан монастырь святого Андрея, а напротив него на берегу Дуная сохранились следы скита по образцу Киево-Печерской лавры. Там жили русские монахи, прибывшие в страну вместе с королевой.
Это место и поныне называется "Ороске"(Русское)
В 1052-53 года у Андраша и Анастасии родились сыновья, которые могли стать наследниками престола.
К концу жизни Андраш оказался разбит параличом и влияние Анастасии как королевы-матери существенно возросло. Она настояла чтобы ее четырехлетнему сыну Соломону был присвоен официальный статус наследника, а также устроила его обручение с сестрой немецкого короля Генриха Четвертого.
В 1060 году после свержения Андраша его братом Белой Анастасия вынуждена была вместе с сыном и невесткой бежать в Баварию, где стремилась делать все, чтобы вернуть престол сыну. В итоге власть была возвращена Соломону именно силой немецкого оружия. В благодарность за военную помощь Анастасия передала Баварии венгерскую королевскую реликвию меч Аттиллы, принадлежавшей по преданию самому вождю древних гуннов.
Ситуация на венгерской земле нормализовалась и Анастасия стала регентшей при малолетнем Соломоне. Стремясь укрепить положении сына на венгерском престоле она инициирует его примирение с герцогом Гезой, который впоследствии станет королем Венгрии Однако по мере взросления сын русской княжны все реже следует советом матери.
Его правление ознаменовалось распрей с двоюродными братьями, которой всячески противилась королева, однако прежнего влияния она уже не имела.
Важно отметить, что Анастасии удалось стать таким же символом Венгрии, каким стала ее сестра Анна во Франции.
Венгерский поэт К. Сас посвятил ей одну из лучших своих поэм, а писатель Хегедюш в своем историческом романе "Единственный путь" много рассказывает о молодой и умной киевской княжне оказывающей постоянную поддержку своему мужу.
Вот такую вне всяких сомнений исключительную роль сыграли дочери великого князя Ярослава Мудрого в истории русской дипломатии и международной политики.
Как англичане с Россией торговали
Известный по многочисленным политическим ток-шоу старый русский мем "англичанка гадит" стал уже притчей во языцех в нашем общественном сознании, а между тем были времена, когда не было у России более надежного партнера, чем Англия. Столь позитивные явления в наших отношениях с Туманным Альбионом относятся ко времени правления одного из самых противоречивых монархов в истории нашего Отечества-Ивана Грозного.
Отправной точкой будущего русско-английского союза стало учреждение в 1551 году мореходом Джоном Каботом морского "концерна" по открытию новых земель. Изначальной целью было отыскать так называемый Северо-восточный проход к Китаю, благодаря чему разрушить торговую монополию Испании и Португалии.
В своих будущих изысканиях путешественники опирались на хорошо уже в то время известную "Карту Сибири" Геберштейна, где было обозначено озеро, названное им "Китайским"
На него же ссылался и другой исследователь Энтони Дженкинс.
Посчитав имеющиеся сведения заслуживающими доверия в 1553 году компания организовала экспедицию из трех кораблей 160-тонного "Эдварда Бонавертуры", 120-тонного "Бона Эспернаса" и 90-тонного "Бона Конфиденца. Главой экспедиции был признан Хью Уиллбори, который недостаток морского опыта с лихвой компенсировал поддержкой при дворе. Капитаном же самого крупного корабля этой эскадры стал опытный шкипер Ричард Ченслор.
Первая попытка доплыть до северных земель оказалась для британских мореплавателей во многом неудачной если не сказать печальной.
Ченслор попал в жестокий шторм еще в Норвегии и попросту вынужден был пропустить начальный этап путешествия.
В свою очередь его товарищ Уиллбори сумел добраться до Баренцево моря и Новой Земли и впоследствии встал на якорь в бухте реки Варзина, где увы трагически погиб вместе с командой во время зимовки.
В память о погибшем друге Ченслор дал себе зарок завершить начатое и в конце-концов благополучно достиг Белого моря и вошел в Двинский залив. Желая, чтобы помимо торговых выгод его плавание способствовало бы еще и налаживанию отношений с русским государством британский мореход в первую очередь посетил Холмогоры, где засвидетельствовал свое почтение местному воеводе Макарову.
Воевода отправил царя в Москву "бить челом" русскому самодержцу Ивану Васильевичу.
В Москве Ченслор получил аудиенцию у государя, которому передал письмо английского короля Эдуарда IV в ответ на которое русский государь разрешил англичанам беспошлинную торговлю в Московии. Создание английской торгово-промышленной компании в Москве стало сверившимся фактом.
Так Англия стала крупнейшим торговым партнером России, а "окно в Европу" получило очередное расширение.
"Мягкий курс "царевны Софьи
В известном историческом противостоянии между царевной Софьей и будущим царем Петром Первым мы неизменно отдаем пальму первенства последнему не усматривая в его сопернице почти никаких положительных черт воспринимая ее исключительно как прожженную интриганку, снедаемую непомерным властолюбием, но мало кто знает, что ее взгляды были во многом схожи с позицией брата и она тоже мечтала о европеизации России, только методы у них были разными.
Так реформы царевны были основаны на просвещении и законе, а не на жестокости. Они отвечали духовному и культурному уровню россиян и этим выгодно отличались от преобразований Петра.
Во внешней политики царевна добилась освобождения Киева от поляков и вела борьбу с турками за Крым, экономические реформы оградили крестьян от произвола помещиков в сборе податей, был так же введен и поземельный государственный налог. Кроме того именно Софья положила начало высшему образованию в России.
Такие воззрения проявлялись у царевны с самых ранних лет. Воспитатель ее братьев царевичей Федора, Ивана и Петра дал ей прекрасное западно-русское образование.
Софья еще раньше Петра впитывала в себя западные идеи и влияния. Она понимала, как важно усиливать культурные и экономические связи с западными странами.
Такие настроения царственной девы были подготовлены и самой эпохой- началом просвещенного абсолютизма и теми социально-экономическими изменениями, которые происходили в стране.
С самого начала Софья в нарушении всех традиций не была заперта в тереме, а часто приветствовала иностранных послов, вела с ними беседы, затрагивая в них серьезные государственные вопросы.
В борьбу за власть она вступила в возрасте 19 лет. Как раз тогда царем стал ее брат Федор Алексеевич, но он был хил и болезнен так что царствовал всего шесть лет.
В эту пору в связи с историческими обстоятельствами девичий терем меняет свое общественное значение, становится местом не только проживания царевен, но и своеобразным центром связей с влиятельными лицами, которых пытаются подчинить своей воле и за счет этого повлиять на ход событий.
В 1683 году для царевны Софьи был выстроен трехэтажный каменный терем в нижнем этаже которого была устроена комната-приемная, куда официального приглашались бояре для обсуждения наиболее важных государственных дел.
Это нарушало все обычаи, едва ли не впервые в истории, предоставляя особе женского пола политические полномочия.
Среди кружка советников Софьи, еще при жизни царя Федора значимую роль играли: Языков, Лихачев и молодой князь Василий Голицын, который оказал ключевое влияние на жизнь царевны.
Василий Голицын был горячим поклонником Запада. В своем увлечении западной культурой он отрешился от многих заветных преданий русской старины. И хотя свою политическую карьеру он связал с Софьей - как с самой влиятельной личностью царской фамилии в тот период в программе своих преобразований он во многом предвосхитил Петра.
В борьбе за власть он был противником молодого Петра, но в делах и реформах, - как утверждает В.О.Ключевский,- (а с ним нельзя не согласиться) князь Василий Голицын был младшим из предшественников Петра. В.В.Голицын был не только другом царевны Софьи, но и помощником, и советчиком во всех делах. Их отношения были скреплены как личным интересом , так и большими государственными делами и планами. Царевна Софья не могла не полюбить Василия Голицына, ибо он был самым прекрасным и образованным царедворцем. Он много знал, много читал. В его богатой библиотеке были латинские манускрипты и киевские летописи, книги по географии, ботанике, математике. Известно, что у него была рукопись крупнейшего ученого-экономиста того времени Юрия Крижанича, давшего правдивое описание экономического состояния Руси. После Ордена-Нащёкина, руководившего при царе Алексее Посольским приказом, при Софье этот пост занял ее фаворит Голицын. Из приближенных бояр он был наиболее талантливым и образованным. Он бегло читал по латыни и по- польски. Следует помнить, что царевна Софья также свободно владела польским языком.
Царевне нравился изысканный вкус Голицына. Его московский дом был признан одним из великолепнейших в Европе, там все было устроено на европейский лад: простенки между окнами в просторных залах его дома были украшены большими зеркалами. По стенам картины, портреты русских и иноземных государей, географические карты в золоченых рамах. На потолках была нарисована система планет, в комнатах расставлено множество часов, что было в ту пору и диковиной и драгоценностью одно временно. Убранство комнат довершал термометр художественной работы.
Очевидно, что Софье импонировала дружба со столь образованным человеком. Она не только советовалась с ним, но и воспринимала и ценила мнения Голицына. Противник Софьи князь Б. Куракин считал, что Софья была настолько умна и мудра, что со вниманием вслушивалась в советы своего первого министра и "галанта" Голицына, человека "ума великого и любимого от всех".
Соратником Софьи был и Василий Семенович Волынский. Правда в силу он вошел в основном потому, что жена его, большая щеголиха, держала хороших швеек, и к ней съезжались с заказами боярыни и боярышни не только со всего города, но и из дальних поместий. Так костюм и женская мода начинают играть свою важную роль на рубеже старой и новой России. Но Софья не интересовалась модой она предпочитала быть принцессой великого ума и политики. Она была совершенно убеждена, что знает, что нужно ее стране. Оставалось лишь начать борьбу за трон и по возможности выйти из нее победителем.
Подготавливая почву для реализации своих притязаний Софья активно взялась за устранение самых видных фигур из окружения вдовствующей царицы Натальи Нарышкиной.
Она в частности добилась ссылки боярина Артамона Матвеева, заменившего государыне отца и воспитавшего ее. Такая же участь постигла и братьев государыни.
Другой соперницей Софьи была супруга умершего царя Федора Агафья Грушицкая. Партия царевны приняла все меры, чтобы оклеветать и очернить девушку.
Полька родом, она способствовала распространению польской культуры, образования и обычаев, которые легко воспринимались в Московии. Москвичи стали стричь волосы, брить бороды, причём добровольно, а не с унижением и под страхом смерти, как при Петре I. В Москве были открыты польские и латинские школы. Партия Софьи поддерживала толки о том, что якобы царь Федор намерен принять "ляцкую" веру и всячески стремилась подорвать авторитет молодой просвещённой царицы. Юная Грушицкая вскоре умерла от родов и польского духа при дворе не осталось.
Второй брак царя продлился недолго, он умер через два месяца после свадьбы и положение Софьи и ее сестер невероятно осложнилось. Девушек выручила отвага, которая позволила им шагнуть за традиционные рамки.
Сестры были очень начитаны, знакомы с Византийской историей. Из книг они знали, что в древнем Царьграде такие же как они царевны управляли государством.
Для Софьи особенно ярким примером была византийская царица Пульхерия. Она получила власть в возрасте 19 лет, приняв титул Августы став официальным местоблюстителем престола своего брата, которого воспитывала в почтении и благочестии.
Можно предположить, что еще при Федоре в Тереме зародилась мысль о возможности ( при слабом младшем брате Иване) править государством разумной и компетентной старшей сестре. Эта смелая мысль твердо опиралась на опыт Византийской истории, укрепляла в русской жизни авторитет Девичьего Терема. Терем был силен, отнюдь не только своей ненавистью к мачехе и ко всему ее роду, дело в том что Терем был полон энергией в нем созрели планы реализации своего умственного и жизненного потенциала.
Первый подвиг царевен состоял в преодолении вековой традиционной робости - писал И.Е. Забелин. "Они робели всенародных очей". Им страшно было выйти на площадь, страшно откинуть постническую фату и смелыми глазами прямо взглянуть в лицо мирским делам.
Другим подвигом был шаг из Терема. Во время болезни Федора сестры самоутверждались тем, что постоянно посылали узнать о его здоровье Наконец, Софья сама стала подносить больному царю лекарство. Было необычно, что царевна часто и без церемоний появлялась у постели больного в присутствии бояр и царедворцев. И хотя бояре были самые ближние, а появления Софьи были по необходимости, все же это был шаг из Терема, и такой шаг, который никого не смущал нарушением традиций, но даже возвышал благодетели царевны.
Царь Федор умер весной 1682г., когда Софье было уже 25 лет. Умница от природы она приобрела немалый опыт участия в государственных делах. Тому способствовало и ее отношение к окружающим: еще при отце Софьи царе Алексее Михайловиче в обществе сложились два противоположных течения - одно тянуло к старине, другое толкало вперед в не- ведомое будущее.
Софья с уважением относилась к традициям русской жизни, но была ярким представителем нового преобразовательного направления. Смерть Федора открыла ей дорогу к личной власти, к которой она стремилась не только ради спасения рода Милославских, но ради величия России. Петр был мал, другой брат Иван - неразумен и больше из царской семьи, кроме Софьи, власть принять было некому. Но по традиции царем должен был стать один из младших братьев.
События развертывались очень быстро: когда все по обряду, простившись с покойным царем, одинаково целовали руки у обоих его братьев Ивана (Иоанна) и Петра, патриарх с архиереями вышел в переднюю и спросил , кто из двух царевичей будет царем. В ответ раздались нестройные возгласы кто называл Петра, кто Ивана. Патриарх благословил на царство Петра. И действительно всякий здравомыслящий человек выбрал бы здорового и даровитого Петра. Стать на сторону Иоанна - больного, слепого и слабоумного , как его характеризовал историк С.М. Соловьев, казалось, не имело перспектив. Долго ли царствовал больной Федор? Но он хоть был разумен и образован . А воцарение Ивана означало приход к власти Софьи, Милославских и ее молодых советников князей Голицына и Хованского.
Большинство знати - Нарышкины, Матвеевы, Апраксины, Языковы, Лихачевы не хотели и боялись власти Софьи. Поэтому Софья приняла свои меры. Для воздействия на общественное мнение, чтобы привлечь к себе внимание и повлиять на общественную психологию, Софья использовала похороны царя Федора: она пешком шла за гробом и громко причитала. Никогда раньше во всей истории Московского царства никто из царской семьи за гробом пешком не ходил, и тем более никто самолично не причитал. Так не поступали. Софью отговаривали, убеждали, что такое поведение неприлично для царевны, но Софья шла и рыдала.
Плач Софьи произвел впечатление на народ и многих склонил на ее сторону, отворотив от царицы Натальи.
Наталье же ставили в укор, что в день похорон она не достояла до конца службы в соборе, ушла и увела из церкви маленького Петра. Недо- вольные Натальей стали распространять и более страшные обвинения, слухи, что Наталья якобы убила царевича Ивана. В год смерти царя Федора Софья в первый раз обратилась к помощи стрельцов, чтобы устранить от власти незнатных Нарышкиных и усилить власть рода Милославских.
Женщины , дети и стрельцы
С набатным звоном в назначенный день стрельцы вошли в Кремль. Этот день 15 мая был назначен заранее. Это была 91 годовщина убийства царевича Дмитрия в Угличе, мол - тогда Дмитрий, а теперь - Иван. Очень помогла Софье женщина из малоросских казачек Федора Родимцева: она ходила по домам стрельцов, носила им от царевны Софьи деньги и просила их поддержать Софью. В Кремле стрельцы требовали показать народу царевичей, которых царица самолично вывела на Красное крыльцо
Начались переговоры. Стрельцов успокоил и уговорил боярин Артамон Матвеев, они начали расходиться. Но тут горячий и несдержанный князь Долгорукий стал кричать, ругать и оскорблять стрельцов и тем спровоцировал недовольство и ропот. Стрельцы стали неуправляемыми, началась кровавая бойня. в ходе которой были убиты Матвеев, Долгорукий и многие родные Натальи Нарышкиной, претендовавшие на власть при малолетнем Петре.
Софья торжествовала: наряду с Петром, объявили царем и старшего брата Ивана, матерью которого была первая жена царя Алексея Михайловича Милославская, а правительницей при них провозгласили Софью.
Царевна уже шесть лет вместе с царем Федором принимала участие в управлении страны. И теперь все было сохранено по старому, переворот Нарышкиных не был допущен, хотя и очень жесткими мерами. Наталья Нарышкина - мачеха Софьи, хотя и была образованной женщиной, но по своему мягкому характеру не была способна управлять государством. За её спиной стояли родичи - малоимущие, не имевшие опыта в управлении страной и не знатные происхождением. Самый талантливый из них её воспитатель Матвеев, убитый стрельцами, был сыном дьячка. Но все же всем было понятно, что бунт стрельцов нехорошее, кровавое дело и что сохранили они сложившийся в стране порядок путем злодейства.
Стрельцы стали пытаться оправдать себя, подали царям челобитную, в которой просили установить на Красной площади столп и на нем написать имена всех убитых и вину каждого из них. В свою очередь солдатские полки просили о приказе за красными печатями, чтоб никто никогда стрельцов не попрекал, что они беззаконно убили многих людей. Стремясь к укреплению своей власти Софья беспрекословно выполнила все требования восставших.
Реформы и благие намерения Софьи
Хотя и говорят, что благими намерениями дороги устланы в ад, все же нельзя не остановиться на планах Софьи, ибо они раскрывают ее взгляды, на устройство государства. Внутри государства, особенно в столице, Софья пыталась навести порядок: в первые годы правления Софьи были изданы любопытные указы, которые воспитывали общественные нравы. Софья боролась с вредными для общества привычками. Так, был издан указ, запрещавший ездить по улицам во всю прыть с большими бичами, запрещалось сшибать народ при быстрой езде так же как и стрелять в домах из ружей
Был проведен и ряд реформ по улучшению в Москве экологической ситуации. Был введен строгий запрет на выбрасывание на улицу нечистот
Как пишет В.О. Ключевский, Софья, по совету Голицына, собиралась провести военную реформу. Еще при царе Федоре была создана комиссия для преобразования военного строя. Она предложила ввести в армии немецкий порядок и отменить местничество (закон 12 января 1682г). По реформе Софьи в армии предполагалось заменить крестьян обученными солдатами, а крестьян вернуть к своим землям, обложив умеренной поголовной податью, что значительно увеличило бы доход казны.
Историк В.О.Ключевский так трактует реформу Софьи и Голицына: Дворяне должны нести обязательную военную службу, тем самым армия сохраняет строго сословный дворянский состав; жалование за военную службу дворянам значительно увеличивается за счет увеличения подати крестьян; это большое жалование служит бы вознаграждением дворян за потерю доходов и земель в связи с освобождением крестьян. В свою очередь именно с отмены Голицын намеревается начать преобразования не только в армии, но и в стране в целом. Важной экономической стороной политики государыни явилась замена помещичьего произвола в сборе податей, который был заменен определенным поземельным казенным налогом. Но эти мысли и прожекты Софьи были отброшены и забыты на Руси на полтораста лет. Софья обдумывала освобождение крестьян в 1689 году, а реформа отменявшая крепостное право была проведена лишь спустя 172 года в 1861 году - при царе Александре II
В 1689 году, уже в конце правления Софьи, в Москву приехал просвещенный иностранец - польский посланник Невилль. Он оставил записки,
из которых следует, что в Москве был составлен широкий план преобразований. О планах и намерениях князя Голицына В.В. и царевны Софьи Невилль в своих записках писал, что первый помощник Софьи - светлая голова князь Голицын намеревался: обогатить нищих, населить пустыни, дикарей превратить в людей, трусов сделать храбрецами, пастушьи шалаши превратить в каменные палаты. Мысленному взору мудрой царевны Софьи и "великого Голицына", как его величал иностранец, были открыты светлые картины будущего. Их мечты и разговоры не были пустым фразами, в основе их лежал продуманный план реформ экономического и административного порядка, а так же социального устройства государства и даже народного просвещения.
Из записей Невилля мы также узнаем, что Голицын размышлял над многими проблемами, которые, кстати, полностью не решены и поныне. Так он хлопотал о распространении просвещения, веротерпимости, свободы слова, о свободном въезде иностранцев в Россию, об улучшении социального строя и культурного быта. Для развития системы образования были приняты реальные меры, а именно, разрешалось боярам посылать своих детей для лучшего обучения в польские школы, а также приглашать польских гувернеров. Дворянству рекомендовалось ездить за границу и обучаться там военному искусству.
Реальным свидетельством социально-просветительского направления реформ явилось развернувшееся в деревянной Москве строительство - в короткий срок правления Софьи было построено более трех тысяч каменных домов. Когда власть Софьи еще была сильна, очевидно с ее согласия и разрешения в Москве по инициативе Сильвестра Матвеева - ученика ее школьного учителя Семена Полоцкого, в 1687г, была основана Славяно-греко-латинская Академия
Тем самым было положено начало высшему образованию в России,которое при условию исполнения задуманных реформ должно было отвечать требованиям по уровню лучших высших учебных заведений тех времен.
Царевна Софья как и ее отец Алексей Михайлович, была сторонницей преобразовательного направления. Как замечал В.О. Ключевский, в ее правление преобразования проводились на польский манер: "и в экипажах, и в домовом строении, и в уборах, и в столах, с науками греческого и латинского языка, с риторикой и священной философией, с учеными киевскими старцами".
Эта точка зрения на преобразования Софьи была высказана историком Ключевским, но не получила отражения в современной учебной и историко-популярной литературе и поэтому нова для современного читателя. Далее В.О. Ключевский, рисуя портрет Петра, дает также непривычную нам оценку петровой реформаторской деятельности. Дело в том, что иноземцы и новые люди из русских часто служили Петру из личной привязанности и по расчету, но не вникали в суть его деяний. А образованные и пророссийски настроенные люди из боярской знати не сочувствовали ни ему самому, ни его делу. По свидетельству князя Куракина свояка Петра и стало быть человека из его лагеря быть а не Софьи, ее "политес" проводился с ориентацией на образованные слои европейского общества, а "политес" Петра предстал перед россиянами "с манеру голландского, матросского", в котором главную роль играли заграничные механики, авантюристы и подобные им безродные и малограмотные Меньшиковы и др.
Кроме сравнения реформ Софьи с последующими реформами Петра, В.О. Ключевский в другом месте своих сочинений проводит сравнение их с предшествующим реформатором Ордыном-Нащёкиным, приближенным отца Софьи и Петра - царя Алексея.
Реформы Софьи и Голицына не ограничивались административными и экономическими программами, как у Нащекина но были менее сдерживаемы опытом,а так же смелее и глубже проникали в общегосударственное устройство.
Исходя из вышеизложенного Перед нами, читатель, встает вопрос: какой осталась у потомков память о Софье?
Из школьных учебников мы помним царевну как кровавую
интриганку и обидчицу маленького Петра. Но не следует сбрасывать со счетов добрые дела этой выдающейся русской женщины, мечтавшей об образованной и богатой России, об освобождении крестьян и обученной сильной армии. Следовало бы знать и помнить, что до насильственного проведения Петром реформ, большие старания к преобразованиям в стране приложила Софья и князь Голицын, их не малую роль в развитии коммерции и культуры, их понимание важности сближения России с Западом.
О семилетнем правлении Софьи очень объективно писал ее против- ник - уже упоминавшийся князь Б. Куракин: "Правление царевны Софьи началось со всякой прилежностью и правосудием к удовольствию народ- ному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было; и все государство пришло во время ее правления через семь лет в цвет великого богатства". Умножились всякие науки, торговля и ремесла, и все это совершалось в атмосфере уважения народа российского, с рос- том чувства достоинства русского человека.
Елизавета Петровна- русская государыня, обманувшая Европу.
Как известно своеобразным символом всего европейского в России был император Петр. Первый, но при этом само отношение и у него лично и у многих представителей русской общественности часто было двойственным. Так в течении более чем 20 лет царь вел войну со шведами, но их же называл учителями.
Так или иначе европейские традиции в государстве были заложены и стали частью российской жизни. Так и пытались наш целыми десятилетиями то шведов, то немцев. Не случайно ведь Петр выдал свою дочь Анну за немецкого князя.
Этой девушке было суждено стать матерью крайне неоднозначного русского монарха Петра Третьего.
Вообще Петр беря пример со своего славного предка князя Ярослава любил и баловал своих девочек, возлагая на них большие надежды. Особенно это касалось Елизаветы или "Лизетки" как любовно называл ее отец.
Малышка родилась в тот самый день, когда ее августейший батюшка торжественно въезжал в Первопрестольную, овеянный славой победы в Полтавской баталии. Появление на свет дочери стало прекрасным подарком к этому событию.
С раннего детства Елизавета отличалась красотой и живым умом и производила положительное впечатление даже на иностранных дипломатов.
Видя несомненные достоинства своей дочурки, отец положил много сил, стремясь устроить ее судьбу.
Время летело быстро. В 1722 году Елизавета стала совершеннолетней, и пора было подыскивать ей жениха. Еще во времена Северной войны Петр желал видеть в этом качестве будущего французского короля, с которым сам царь впервые встретился, когда тот был еще маленьким мальчиком.
Дело имело все шансы, завершится с успехом, но этому помешал, тот досадный факт, что Елизавета была незаконно рожденной, а это исключало возможность брачного союза.
Два последующих сватовства, по разным причинам тоже не дошли даже до стадии помолвки. В 1727 году после смерти матери, Екатерины Первой Елизавета переехала в дом своего детства - село Покровское, где вела весьма свободную и приятную жизнь.
Там она прониклась истинно русской культурой, много времени проводила в общении с крестьянскими девушками, и таким образом ее характер приобрел помимо прочих качеств еще и черты истинно народного самосознания при этом никто не отменял и присутствие западных качеств, старательно прививаемых ей в процессе воспитания еще при жизни отца.
Меж тем не так долго суждено было длиться еще беззаботному времяпрепровождению в подмосковной усадьбе. Русской цесаревне предстояло совершить, то, что надлежало ей и по праву крови и по закону.
Тем более, что сложившаяся в то время политическая ситуация предоставляла ей великолепный шанс заявить о своих весьма объективных правах на российский престол.
Десятилетнее правление императрицы Анны Иоанновны, которое ознаменовалось крайне жесткой системой управления и к тому же мощным репрессивным аппаратом вызывало большое возмущение у традиционного русского дворянства и общества в целом и к тому же вопрос о том, кто будет править Россией начинал приобретать уже международно- политический характер.
У нас принято думать, что Елизавета пришла к власти прежде всего на войне повальных антимецких настроений, но это не совсем так.
Россия с ее бескрайними просторами и необыкновенно мощной уже тогда ресурсной базой была лакомым куском для Европы и западные державы активно боролись за влияние в этой стране.
Как говорил король Пруссии Фридрих Второй: «Россия никому не нужна, но вся Европа нуждается в ее услугах».
В описываемое нами время наиболее большим охотником до этих «услуг» становилась Франция.
Пока царствовала Анна Иоанновна наиболее большую политическую силу представляла из себя по понятным причинам представляла из себя «немецкая партия» во главе со знаменитым Бироном.
Но грозная императрица скончалась в 1741 году, а ее племянница Анна Леопольдовна и ее сын- малолетний наследник Иоанн Антонович не получили должной поддержки.
Франция не замедлила воспользоваться этим обстоятельством и ключевую роль в окружении Елизаветы Петровны стали играть франузкий посол Шетарди и лейб-медик цесаревны, тоже француз Иоагган Лесток.
Они помогли Елизавете прийти к власти, справедливо рассчитывая на возможные преференции для их родной страны, однако их расчет оказался неверным.
Став импертарицей Елизавета Петровна начала проводить сугубо русскую политику.
Так любимая дочь Петра Великого обманула Европу.
-