Найти тему

Аполлоний бросает вызов Нерону и Домициану

Всё поведение Аполлония в Риме – как бы вызов вполне естественному благоразумию. Когда все холуйски считали, что Нерон – самый чудесный певец на свете, Аполлоний не менее решительно сказал, что императору лучше было бы молчать, настолько ужасно его пение. Естественно, что Аполлоний был тут же схвачен. Его вскоре повели на судилище. И вот развёрнут обвинительный свиток. Но, что это? Буквы на глазах изумлённого судьи исчезают совершенно, он долго тупо и бессмысленно смотрит на чистый лист бумаги. Заикаясь от страха, судья спрашивает:

- Почему ты не боишься Нерона?

- Потому, что ему Бог позволил устрашать, а мне дал бесстрашие. Тогда судья ещё раз взглянул на чистый лист бумаги, дрожавший в его руках и сказал:

- Уходи, но прежде представь ручательство за личность.

Аполлоний усмешливо спросил:

- Стоит ли ручаться за личность, которую нельзя заключить в оковы?

Тогда судья воскликнул:

- Иди куда хочешь, ибо ты сильнее власти моей.

Далее в повествовании сообщается о чуде оживления усопшей накануне свадьбы девицы. В то время, как её готовились похоронить, Аполлоний что – то шепнул на ушко девице, и та проснулась.

Аполлоний предпринимает путешествие в Египет. Он проходит по улицам знаменитой Александрии. Мимо него ведут на казнь двенадцать человек. Пристально оглядев несчастных, Аполлоний вдруг заявил спутникам, что один из них обвинён ложно и избежит казни. Он последовал за страшной процессией и попросил палачей казнить юношу последним. И когда уже казнили восьмерых, в облаке пыли прискакал всадник и заявил о ложном обвинении.

Он встречается с египетским фараоном и даёт тому совет:

- Не храни богатство под спудом – деньги в кубышке ничуть не лучше неведомо откуда собранного песка. Не старайся выкачать богатство у народа – золото, добытое из слёз, кромешно и гнусно. Бойся собственного всемогущества – только тогда сумеешь пользоваться им разумно. В делах власти будь самодержцем, в делах личных простым гражданином.

Аполлоний возвращается из Египта. В Риме на смену одному тирану пришёл другой – Домициан. Аполлоний, не боясь за себя, сострадает гибнущим. Обладая ясновидением, он наперёд знает, что мстительный Домициан замышляет против него, и предупредил товарищей, что пора отправляться в некое сокровенное путешествие. Его пытаются отговорить, но Аполлоний возражает:

- Знанием я больше всех людей. Жизни моей ничто не грозит и смерти от тирана я не приму. Мудрецу, познавшему самого себя и взявшему в наперсники свой разум, невозможно ни разделять страхи большинства, ни допускать себя до подлостей, бесстыдно совершённых прочими людьми, кои, поработясь тирану, готовы предать лучших друзей. Пустяков боятся, а настоящего страха не ведают!

Под «настоящим страхом» Аполлоний имеет в виду грядущую возможность недопущения к дальнейшей эволюции и переплавку в космическом Огне, как Высшем Судилище.

Попав в темницу, Аполлоний утешает людей:

- Чего рыдать, не лучше ли набраться стойкости? Так или сяк, я хорошо знаю природу человеческую, и потому наставление моё не будет похоже на лечебную кашицу, но насытит вас силою и не допустит погибнуть!

Мы, люди, заключены в темнице на весь срок, именуемый жизнью, ибо сама душа, окутанная узами бренного тела, хотя и многое сносит, однако же, порабощается всем человеческим склонностям.

Аполлония приводят к тирану, и там он заявляет тирану в лицо:

- Делай с этим телом что угодно, покуда не защищу я друзей моих.

- А тебя самого кто защитит? – язвительно спрашивает Домициан.

Аполлоний сверкает глазами, легко улыбается краешком губ:

- Время, дух божеский и старость, сочетавшая меня с мудростью.

Аполлония заковывают в кандалы, остригают. Но в темнице он играючи стряхивает оковы с ног, потом на глазах поражённых узников надевает их. И вот суд. Обвинив императора в преступлениях против человечности, Аполлоний на глазах у толпы исчезает!

А вскоре он присоединяется к своим уже оплакавшим гибель Учителя ученикам.

Он властелин самого себя. Поле его деятельности – «арена моральной борьбы», как это он ответил однажды на приглашение участвовать в Олимпийских играх. Моральная борьба и есть его сокровенная Миссия. Он учит учеников сокровенной Мудрости:

- Есть творец всякого первоначала и всего сущего, а побудительная причина такого творения в доброте Творца… поелику доброта сродни Богу, то и в добрых людях заключена некая часть божества.

Продолжение в следующей статье.