Найти в Дзене

Дед, который не пожелал вернуть молодость

Мальчик Ивашка, которого колхозный сторож поймал за воровством яблок и отпустил, находит в лесу на болоте волшебный камень. На камне написано, что если его разбить, можно вернуть молодость и начать жизнь заново. Самому мальчику начинать новую жизнь ещё рано, ему всего восемь лет.

А вот предложить омолодиться доброму колхозному сторожу — хорошая мысль. Этот старик уже хромает, кашляет, тяжело дышит, у него шрамы на лице.

На болото дед не пошёл, потому что некогда, надо колхозный сад охранять, есть куча желающих обчистить его. Дед попросил Ивашку принести камень из болота куда-нибудь поближе.

Если вы читали не один рассказ Гайдара, то заметили, что в его рассказах дети постоянно таскают чьи-нибудь яблоки. Вот же голодные времена, да?

Когда мальчик приволок из болота камень и затащил его на гору, дед пришёл и отказался от этого заманчивого предложения. Он, оказывается, не хочет начинать жизнь сначала.

Тут и раскрывается идейный смысл рассказа.

Действительно, почему бы немолодому и не очень здоровому человеку омолодиться и оздоровиться?

Оказывается, причина такого нежелания внутри личности.

Выяснилось, что дед сторож гораздо счастливее, чем могло казаться со стороны. Он живёт героическим прошлым. Ему пришлось поучаствовать в революционной борьбе, в гражданской войне, выжить в страшной болезни.

Он очень доволен прошлым, потому что тогда мечтал именно о такой жизни, какая идёт у них сейчас.

Короче, удалась жизнь у деда.

Мне непросто судить поведение старика, мне еще нет стольких лет, сколько ему. Но его состояние я уже понимаю. Кто-то несет себя абсолютно легко, потому что всю жизнь до этого не шёл на сделку с совестью, не накопил грехов, не нарушал заповедей.

Он осознаёт, что шёл по верному пути. Накопил мудрости, получил ясное понимание многих вещей. Одним словом, дед не хочет расставаться с прошлым, пусть было все так, как было. Помните слова из песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе «Мои года — мои богатства»? Это, если хотите, про колхозного сторожа.

Понятно, на исходе лет старик усердно молится. С той мерой просветления, которой он уже достиг, он расстаться не готов. Тогда как новая и молодая жизнь вновь сделала бы старика душевно пустым.

Тот, кто прожил жизнь честную, делал любимое дело, не захочет возвращать молодость. Они уже очень ясно чувствуют предстоящую загробную жизнь и стремятся к ней, а не к возврату прошлого.