Достаточно часто многие дети могут испытывать проблемы в общении с другими ребятами, умалчивая эту проблему, ведь некому не хочется о таком рассказывать. В детском саде воспитателю намного легче разглядеть эту проблему, ведь дети всего на виду. В школе же дела обстоят иначе, учителя порой сложнее усмотреть за всеми детьми, поскольку обидчики предпочитают выбирать время и место, где нет взрослых (они могут издеваться над своей жертвой после уроком или во время большой перемены и т.д.).
Родители - именно те люди, которые первые должны заметить что-то неладное, даже тогда, когда остальные упустили проблему из виду. Очень хорошо, когда ребенок может с легкость все раската маме или папе, доверительные отношения это чудесно, но что же делать, когда он ничего не раскапывает? Как разглядеть проблему?
Мы дадим ряд факторов, которые помогут родителя увидеть проблему:
- жалобы от ребенка, на то что к нему плохо относятся другие дети;
- истерики;
- замкнутость, неразговорчивость;
- побои, ушибы, царапины;
- внезапное заикание;
- ночные кошмары;
- подавленное настроение;
- утеря или пропажа вещей;
- плаксивость;
- нежелание идти в детский сад или учебное заведение;
- сниженная самооценка;
- нервный тик;
- повышенный уровень тревожности;
- нежелание общаться со своими сверстниками;
- энурез и др.
В каждом случае признаки абсолютно индивидуальны. Они не должны подходить полностью все. Но наличие хотя бы одно из них - это значимый сигнал для родителей, что нужно поговорить со своим ребенком. Можем еще дать одно подсказку для родителей: на психосоматическом уровне ваш ребенок может часто страдать различными заболеваниями.