Найти тему
Едем по Москве

Мы тут застряли

Оглавление

Иногда на железной дороге встают или опаздывают электрички. Почему? Почему, если авария была пять часов назад, до сих пор ничего не едет? Почему, если сбой на Белке, поезда опаздывают на Курском? И, в конце концов, почему, если пишут «движение восстановлено», я все равно никуда не еду?

Эти вопросы задают все пассажиры, застрявшие в электричке. Поэтому расскажу, какие бывают сбои, почему они сохраняются так долго, и как происходит, что сбой на одном направлении железной дороги влияет на, казалось бы, совсем противоположные.

Из-за этих двух неудачно сцепившихся электричек в течение нескольких часов было почти парализовано движение на Рижском направлении
Из-за этих двух неудачно сцепившихся электричек в течение нескольких часов было почти парализовано движение на Рижском направлении

Фото: @YedemBot

«Почему стоим?»

Причин, почему могут встать или задержаться поезда очень много.

Небольшие опоздания по 5-10 минут, как правило, возникают например, из-за того, что на какой-то станции толпа не даёт закрыть двери. Или кто-то перебегал через пути, и машинисту пришлось экстренно тормозить.

Это самый легкий вариант- их сами железнодорожники за проблему не считают (между нами), и они почти не оказывают влияния на остальной график. Десятиминутное опоздание машинист может нагнать без особого ущерба для всех остальных.

Поэтому, кстати, если электричка опаздывает на 5-10 минут - это не страшно, и пока ещё ничего не случилось.

Бывают сбои из-за идиотов, где десятью минутами уже не отделаешься. Например, как на прошлой неделе на Савеловском направлении, пытаются срезать кабель автоматической диспетчеризации. Это даже хуже, чем обрезать кабель у светофора где-нибудь на Тверской – тут же встанет все. Машинисты буквально слепнут, а диспетчерам приходится вести их «вручную» по рации.

Другие не очень умные люди дергают стоп-краны. Это не просто выдернул обратно и поехал. Прежде чем тронулся, придется проверить все системы, отпустить тормоза, и т.д.

Останавливают электрички найденные бесхозные вещи, анонимные звонки о минировании, ДТП на переездах.

Бывают сбои из-за технических неисправностей, например, сломалась электричка и встала на главном пути. Через полчаса (а может и через час), предположим, ее уберут тепловозом. Ну или сама вдруг уедет. Или, например, обрыв сети (упало дерево, обмёрзли провода).

Сбой происходит и если под электричку попадает человек. Поезд (и все поезда за ними тоже) останавливаются и ждут «Скорую». Ну и дальше все зависит от того, как быстро она приедет. Если через 10-15 минут, то есть шанс, что расписание не собьётся, особенно, если следующая электричка через час. Ну а может приехать и минут через сорок.Иногда бывает, что локомотивная бригада может взять в кабину пострадавшего и довезти его до ближайшей станции, откуда его заберёт «Скорая». В этом случае расписание не пострадает.

«Что происходит, когда заблокирован путь?» (сломался поезд, сбили человека, ДТП на переезде и т.д.)

Но вот все-таки случилось, и поезд стоит и никуда не едет. Что теперь?

Если неподалёку есть стрелка, то оставшийся свободный путь, скорее всего, используют в качестве реверсивного - будут пропускать по нему по очереди поезда в обе стороны. По крайней мере, не будет полной остановки движения. Но задержки все равно будут.

Либо (все зависит от ситуации) поезд, стоящий за тем, который сломался, может вернуться назад, где есть возможность перескочить на другой путь. Обычно на железной дороге, если видят, что встал поезд и есть возможность, то другие поезда пускают « в объезд». Скажем, на Курском и Ярославском направлении есть дополнительные главные пути. Правда, на них нет пассажирских платформ у некоторых станций, поэтому их поезда проходят в таком случае без остановки.

Такая же схема иногда используется и на МЦК, где есть третий путь.

Ну а очень редко все просто встает до «пока не починят». Там остаётся просто ждать.

«Почему если ЖД отчиталась, что все поехало, я стою на месте, и ничего не происходит?»

Даже когда убрана сломавшаяся электричка (починен кабель, восстановлена сеть и т.д.), сразу всем разъехаться не получится. Уже выстроилась очередь из поездов. Сзади подпирают все новые и новые электрички. А диспетчеры разводят все это «руками», то есть давая команды напрямую машинистам вместо автоматики. Это сложная тонкая работа - поездов только в Москве и области в сутки проходит около 3000. Приоритет – поездам дальнего следования, экспрессам, пригородные электрички, выпавшие из своего графика, будут ждать, пропускать.

Чтобы восстановить расписание, часть электричек могут «закоротить», то есть развернут раньше точки назначения, часть могут отменить, части увеличить скорость.

В общем, быстро все это не разъезжается, и действительно, полное восстановление расписания в особо сложных случаях может потребовать до нескольких часов.

На МЦК немного проще. Когда там что-то происходит (как недавно с расцепившейся «Ласточкой») все поезда останавливаются на ближайших станциях. И при ликвидации причины по общей команде одновременно начинают движение. Плюс к этому выпускают резервные поезда, чтобы убрать образовавшийся разрыв. Как правило, в течение получаса – сорока минут все восстанавливается.

Очевидно, что хуже всего для движения, если сбой происходит в час пик, когда поезда идут часто, все сбивается быстро и надолго, а электричек накапливается прямо очень много.

«Почему, если сбой произошёл на одном направлении, сбоит все на остальных?»

На самом деле, не на всех.

Пригородные направления в Московском регионе есть двух типов. Назовём их изолированные и смежные. Изолированные - это те, которые приходят на вокзал, и все.

Смежные - это те, с которых можно уехать на другие.

Направления сами по себе: Казанское, Ярославское, Горьковское, Киевское, Ленинградское, Павелецкое.

Смежные:

С Курского можно уехать на Белорусское и Рижское

С Белорусского на Савеловское и Курское

С Савеловского на Белорусское

С Рижского - на Курское.

Таким образом, если что-то происходит на Курском, отразится это, скорее всего, на графике и Белорусского, и Рижского, и может и Савеловского, ну и так далее.

Такой вот принцип сообщающихся сосудов.

Но при всем при этом.

Выполнение расписание в Москве и области - 98 процентов. Это значит, что задерживаются и опаздывают - примерно 50-70 поездов в сутки. А в последние месяцы, как отметили в ЦППК, иногда удавалось достигнуть стопроцентного соблюдения расписания.

Это круто.

Вот вам напоследок цитата из «Российской газеты».

««Если вам нужна немецкая точность, езжайте в Швейцарию», - это довольно распространенная среди немецких пассажиров шутка. Действительно, как сообщает немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung, в прошлом году без опоздания больше, чем на 6 минут, прибыло около 80 процентов поездов в Германии. Рекордные 76,3 процента прибытий без опозданий были зафиксированы в августе 2017 года, когда ремонт железнодорожных путей проводился примерно в тысяче мест по всей ФРГ. Но самым громким был случай в декабре 2017 года, когда на открытии новой скоростной трассы между Берлином и Мюнхеном первый поезд, набитый приглашенными политиками, чиновниками и журналистами, опоздал на два часа из-за поломки».

Цените наши электрички!

Напомню, что о том, что где-то что-то не едет на железной дороге, МЦК, метро сообщает наш телеграмм-канал «Едем по Москве». Здесь всегда оперативная, подробная и достоверная информация из первоисточников о том, что происходит на транспорте прямо сейчас.