Продолжается цикл просветительских текстов «История одного лейбла». В прошлый раз мы пробежались по каталогу 4AD, сегодня изучим музыку культового лейбла MUTE.
Британский независимый лейбл MUTE был основан в 1978 году любителем краут-рока Дэниелом Миллером. Парень спокойно учился, потому стал работать диджеем где-то в Швейцарии. Вернувшись в Англию, Миллер услышал панк-рок и моментально в него влюбился. Он купил синтезатор, взял псевдоним The Normal и начал записывать музыку, даже выпустил неплохой сингл Warm Leatherette (милый индастриал-поп)
С этого момента на Миллера обрушилась слава (позже Warm Leatherette закаверит Грейс Джонс) и парень решил организовать свой лейбл. Он хотел выпускать записи своего проекта и музыку всяких андеграундных индастриал-ребят, постпанкеров, ньювейверов и прочих модников. Как уже было сказано, Миллер очень любил немецкую музыку, поэтому первыми подписантами лейбла стали ребята из Deutsch Amerikanische Freundschaft. Эта немецкая нововолновая команда записала сумасшедший альбом Die Kleinen und die Bösen и быстро прославилась в Лондоне.
Ну а дальше лейбл ждал огромный успех. Миллер подписал детишек из Depeche Mode. Ребята быстро сталь звездами в Англии и принесли MUTE неплохие доходы. Мартин Гор был хорошим сонграйтером и выдавал хиты один за другим:
Был еще такой парень Fad Gadget, чья музыка сейчас слегка забыта. Он делал экспериментальную музыку высшего сорта:
В 1982 году MUTE достигли небывалого коммерческого успеха с помощью группы Yazoo. Их хиты знакомы русскому слушателю очень хорошо
У Миллера также были права на бэк-каталог многих экспериментальных групп и артистов, типа Throbbing Gristle, Cabaret Voltaire и Richard H. Kirk. Сейчас сложно представить, что такие команды были вполне популярны.
В 1983 году случилось важное событие для лейбла. Австралийский джанки The Birthday Party во главе с Ником Кейвом перебрались на MUTE из 4AD. Но группа быстро развалилась. Ник Кейв собрал Bad Seeds и выпустил на MUTE сингл In The Ghetto (кавер на Мака Дэвиса)
Архивные материалы немецких авангардистов Einstürzende Neubauten тоже вышли на MUTE (которые Strategies Against Architecture '80–'83). Все шло вполне неплохо! Независимая музыка правила миром. Многие западные артисты переезжали в Западный Берлине, который в 80-е стал модным местом. Друзья Кейва по The Birthday Party тоже выпускались на MUTE. Речь идет о Crime & the City Solution и Rowland S. Howard.
В 1986 году лейбл подписал группу из Югославии Laibach. Их работы быстро приобрели культовый статус. Но 80-е заканчивались, на носу было новое десятилетие. Панк, новая волна и прочие жанры того времени начали стремительно угасать. Но международный успех Кейва и Depeche Mode позволил лейблу и дальше получать прибыль.
MUTE вполне успешно существует до сих пор
1. Erasure
2. Big Deal
3. Arca
4. Cold Specks
5. Plastikman