Уже труднее понять людей, которые жили, к примеру, в 60-е годы 20 века. Похоже, нам не врут. Они действительно были дружнее и гораздо сильнее заботились друг о друге, чем мы сейчас. Взаимоотношения между людьми представляли, как мне кажется, одну большую сеть взаимопомощи.
Как это выглядело в обычной средней школе? К каждому классу был приставлен вожатый, ученик более старшего класса. Допустим, к какому-нибудь первому классу пристёгивали шестиклассника, к шестому классу — десятиклассника. То есть у детей был не только классный руководитель, но ещё и заботливый старшеклассник-волонтёр. Он помогал в больших делах, и в мелочах.
Перечитал сегодня рассказ Бориса Железникова (это автор «Чучела») «Чудак из 6Б» и прямо радости хлебнул за тех людей. Вообще-то, когда мне попадается книга о школе, я с порога готов плеваться ядом, говорить про насильственную учёбу и всё такое. Но здесь не буду. Потому что здесь правда. Живая и настоящая.
Понимаете, все эти дурацкие истории про Баранкиных, которые превращаются в животных, про Петестукиных, которые проходят испытания в стране невыученных уроков, или про Олю, которая попадает в королевстве кривых зеркал, или про Зубова Петю из сказки о потерянном времени — всё это каждый раз притянутая за уши идея «будь хорошим, а то вот этот мальчик был плохим и с ним случилось то-то».
Ничего из этого не работает в детстве, а во взрослой жизни вообще понимаешь, что авторы зря потратили время. Произведение, может быть, и увлекательное, но и только. Такой воспитательный ход в художественной литературе не работает.
«Чудак из 6Б» — рассказ не простой. Он не просто о том, как балбес прошёл через трудности и перестал быть балбесом. Показано, и показано абсолютно правдоподобно, почему он перестал быть балбесом и стал заботливым старшим товарищем для первоклассников.
Всё началось с простого мальчишества. В классе появилась новая девочка и наш герой Боря с другом Сашей стали соревноваться за её внимание. Когда Борю назначали вожатым у первого класса, он не отказался, чтобы произвести на Настю впечатление. То есть тогда возня с малышами могла выглядеть чем-то солидным, уважительным.
И начинается медленное и верное превращение одного человека в другого.
Обязательно перечитайте, вы захотите в это поверить.
По правде говоря, Боря согласился быть вожатым и тут же об этом забыл. Но первоклассники сами начинают обращаться к нему за помощью и постепенно шестиклассник сам включается в эту игру, а затем становится настоящим вожатым.
Сначала он помогает маленькой Наташе пройти мимо страшной собаки, потом её однокласснику помогает застегнуть штаны (да, да, вожатые не только чесали языками). Боря придумывает для малышей мероприятия, сам с ними ходит туда-сюда: фотографироваться, в бассейн, водит их к себе домой.
Он жертвует временем, из-за детей не идёт в кино с Настей, рискует деньгами своего отца.
На каждом этапе Боря сомневается, надо ли ему всё это. Сам он парень тоже с непростым характером, тот ещё баламут. То коллекционную чашку разобьёт, то свистнет во время соревнования и уедет в отделение милиции, то подерётся с лучшим другом. Не каждому первокласснику родители разрешат общаться с таким.
И вот тогда, когда жалоб на Борю было уже слишком много и всё это уже было донесено директору, совет дружины всё-таки снял с него это ответственное поручение. Надо бы обрадоваться, ведь мальчик сам не хотел, ему страшно надоело возиться с малышнёй. Но когда вдруг маленькую Наташу увезли из школы на скорой с приступом аппендицита, он вместе с первоклашками помчался в больницу.
И вот тут очень важный момент, он просто взят из реальной жизни. Боря, когда вновь почувствовал себя в толпе малышей, ощутил свою причастность и нужность, он понял, что счастлив. В детстве, читая про чудака Борю, так сильно не проникнешься идеей. Сейчас же понимаешь: да, счастливы те, в ком нуждаются.
Грустно отмечать, что всю дорогу Боря повторяет: «Им ведь жить в 21 веке, им ведь жить в 21 веке». Знал бы Боря, что в 21 веке мы закроемся друг от друга домофонами и решётками, разделимся на бедных и богатых и будем всей школой скидываться на зарплату охраннику, он, может, и не старался бы так.