Найти тему
Дневник М и Ко

Учат в школе (повторить 3 раза)

Подходит сегодня ко мне пятиклассник и говорит:

- А дайте мне какое-нибудь задание по истории, чтобы я его решил, а вы мне четверку за четверть поставили. Мне мама сказала, что так можно.

- А ты еще завтра не мог подойти?

- Не, мне вчера мама сказала.

Сказал об этом классному руководителю этого ребенка. А она мне и отвечает:

- Ну, так дайте, пусть у него четверка будет, а я еще с Марией Анатольевной договорюсь, чтобы она ему четверку по русскому натянула. И нас еще один хорошист будет.

- Так у него по истории в два раза больше троек, чем четверок.

- Дайте ему два задания.

Сейчас люди, далекие от школы, наверняка скажут – «ну вот, в школе натягивают оценки, а ученики в итоге своим оценкам не соответствуют». И это действительно так.

А знаете, что будет, если школа будет выдавать правдивые данные?

Тогда у нас появятся отстающие ученики и резко убавится количество хорошистов и отличников. Среди неуспевающих, может быть, будет даже каждый десятый. Директора школы будут ругать в районе, запросто могут урезать стимулирующий фонд ввиду плохой работы учителей. Затем учителей заставят проходить дополнительные курсы, чтобы «научить их иметь высокие результаты». Не удивлюсь, если в школу отправят проверку, чтобы проверить, чем учителя занимаются на уроках. Проверка будет состоять из тех, кто к учительской профессии особого отношения и не имеет.

И кому это надо?

А красивые цифры район отправит в область, откуда не менее красивые цифры уйдут в «Москву». А красивая цифра, она даже кошке приятна.

Я не знаю, почему все гонятся за этими оценками. Но и в Советское время такое тоже было. Я тут писал истории про экзамены в советской школе (мне учителя со стажем рассказывали). Да и родители тоже говорили, что сдать на тройку экзамен в 80-х годах было раз плюнуть.

Хотя единственный факт, который присутствовал в советское время, является неоспоримым плюсом при сравнении системы образования разных лет. Раньше учителя запросто могли оставить отстающего ученика на второй год (и никаких санкций к учителям не было), совершенно не спрашивая об этом родителей ребенка. Более того, за неуспеваемость могли исключить из школы.

***

Некоторые родители иногда жалуются, мол, мой ребенок хотел бы изучать предмет более глубоко, а не поверхностно, но учитель с ним не занимается. И это так. А все дело в том, что учитель тратит 90 процентов урока на отстающих учеников, которых нужно в прямом смысле слова тащить хотя бы на тройку. На одаренных детей времени просто не остается.

Хотелось бы рассказать побольше, затронуть смежные науки, но мы бьемся над тем, чтобы Вася запомнил хотя бы таблицу умножения, английский алфавит и научился писать чу-щу. Нам нужны показатели – что у нас нет отстающих, ибо на показателях во многом держится образование.

Иной раз просто завидуешь учителям тех образовательных учреждений, куда дети попадают по конкурсу. Когда ты им объясняешь правило, а они все понимают, а не ржут над словом member, наматывая соплю на кулак.

Но каждый раз понимаешь, уйти от этого не получится, особенно в деревне. Говоришь родителям Васи – «проконтролируйте, чтобы Вася выучил уроки». А в ответ получаешь «А он у меня самостоятельный, чего его контролировать». Или «посидите дома с Васей над таблицей умножения», а в ответ «Вы учитель, вы и сидите, вам за это деньги плотют, чего думаете, я ее сама что ли помнить должна». Это реальный случай.

***

Что я хотел сказать этой заметкой? Ничего не хотел сказать, я как казахский акын - что вижу, то и пою. Совершенно не удивлюсь, если в другой колокольни открывается совершенно другой вид.