Группа, консультирующая Европейское управление по надзору за рынком ценных
бумаг (ESMA), рекомендовала регулировать большинство криптовалют и ICO-токенов в рамках действующего финансового законодательства, но при этом законодательство нужно уточнить.
В своём отчёте, опубликованном 19 октября, группа стейкхолдеров рынка ценных бумаг (Securities and Markets Stakeholders Group, SMSG) заявила, что криптовалютные активы, допускающие переуступку, используемые в качестве платёжного средства (такие как биткойн), все больше рассматриваются как инвестиционный инструмент, и риски очень схожи с рисками на рынках капиталов.
Далее, группа рекомендовала ESMA рассматривать такие активы в соответствии с Директивой MiFID II (2-й Директивой Евросоюза о рынках ценных бумаг), вступившей в силу в январе.
Группа SMSG, консультируя ESMA, в то же время сознаёт, что управление не обладает достаточными полномочиями для инициации подобных изменений в законодательстве ЕС.
В отчёте, в частности, говорится:
«Это, однако, не во власти ESMA, поскольку потребует внесения изменений в текст Директивы, поэтому группа может только призвать ESMA провести консультации с [Европейским управлением банковского надзора] по этому вопросу, чтобы инициировать его рассмотрение в Еврокомиссии».
Приводя пример крипто-проекта Filecoin, группа добавляет, что «вспомогательные токены», допускающие переуступку, несут потенциальные риски для инвесторов, и, поэтому, должны регулироваться Директивой MiFID II. С другой стороны, токены, не допускающие переуступку, не должны регулироваться, заявила группа.
Группа SMSG считает, что для третьей категории токенов, «токенов-активов», которые используются для предварительного финансирования новых бизнес-проектов и могут выступать в качестве сырьевых товаров или ценных бумаг, должно быть определено, является ли токен финансовым инструментом (для целей Директивы MiFID II) или переводной ценной бумагой (для целей Регламента ЕС о проспекте ценных бумаг).
Если токен-актив получит право называться финансовым инструментом, то, в соответствии с отчётом, у него будут либо свойства облигации, либо акции. Далее, если он будет переводным, то такой токен-актив будет иметь «важные характеристики» переводных ценных бумаг, попадающих под действие Директивы MiFID II, и, следовательно, должен регулироваться Директивой MiFID II и Регламентом о проспекте ценных бумаг.
Группа SMSG считает, что ESMA должно прояснить определение «переводной ценной бумаги», предусмотренное Директивой MiFID, выпустив специальное руководство, а также пояснить, должны ли переводные токены-активы, которые могут считаться финансовыми инструментами, рассматриваться как переводные ценные бумаги в соответствии с Директивой MiFID.
Группа SMSG считает, что если актив не допускает переуступку, то необходимости в регулировании нет.
Отчёт также выступает с поддержкой создания национальных экспериментальных площадок и хабов для стартапов, основанных на криптовалютах. Тем не менее, в отчёте предлагается, что ESMA должно обеспечить «необходимое качество, прозрачность и соблюдение правовых мер защиты национальных инициатив».
Рекомендации последовали после опубликования в начале октября отчёта, в котором ESMA рассматривало вопрос, нужно ли регулировать начальные предложения монет (ICO) как ценные бумаги в каждом отдельном случае.
Материал подготовлен на основании информации, представленной на www.coindesk.com.