В дореволюционной России 90% морских перевозок осуществлялись на иностранных пароходах. Первые советские торговые суда были спущены на воду лишь 25 октября 1925 года. Названия их соответствовали духу времени — «Григорий Зиновьев» и «Товарищ Сталин».
Толчком к строительству торговых кораблей в России стала резкая смена государственного строя в октябре 1917 года. Новые реалии требовали создания плана по развитию коммерческого судостроения. Для этого при Народном комиссариате была сформирована специальная комиссия.
Построить суда совокупной грузоподъемностью 500 тыс. тонн поручили «Судотресту». К моменту, когда все организационные и бюрократические моменты были улажены, ситуация достигла критической отметки. Торговый флот страны насчитывал менее 130 кораблей, причем большая часть из них были старше двадцати лет.
К строительству первых советских торговых судов преступили в ноябре 1924 года. Это были четыре лесовоза, два рефрижераторных и одно нефтеналивное судно. Проектировались корабли в бюро Балтийского завода, который с 1923 года был включен в состав «Судотреста». Ожидалось, что в летнее время суда будут перевозить в Европу пиленный лес, а зимой — зерна.
Лесовозы были заложены в январе 1925 года. Первые два, именуемые «Григорий Зиновьев» и «Товарищ Сталин», были спущены на воду со стапелей Балтийского завода 25 октября 1925 года. На торжественном спуске присутствовал нарком внешней торговли Леонид Красин. Еще два лесовоза были введены в эксплуатацию месяц спустя. Названия они получили не менее советские — «Михаил Топский» и «Товарищ Красин». Последний был именован в честь ранее упомянутого наркома.
На освободившихся стапелях почти сразу началось строительство лесовозов второй серии: «Рабочий», «Искра», «Правда» и «Крестьянин». На воду они сошли осенью 1926 года. Руководил кораблестроительством военный инженер Николай Григорьев.
«Судотрест», к слову, к 19266 году насчитывал более 2,5 тыс рабочих и 548 служащих. Параллельно со строительством кораблей в годы первой пятилетки велись работы по реконструкции Балтийского завода.
Читайте также:
Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса