Парламент Северной Осетии был бесподобен! Он сделал то, что оказалось не под силу властям Кабардино-Балкарии и Ингушетии: свёл на нет протестную активность, ничего не предложив взамен. Ну, кроме смутного обращения к российскому руководству.
Как бы кто из нас ни относился к Гарию Кучиеву, он, по факту, оказался чуть ли не единственным, кто попытался включить логику, сказав, что депутаты парламента не в состоянии решать, работать какому-то предприятию в республике или нет. Правда, его слова утонули в возмущенном хоре, а Виталий Калоев вообще назвал его "пресс-секретарем "Электроцинка"".
Зато Алексей Мачнев так торопился поскорее закончить всё это действо, что попросил просто проголосовать за обращение, со словами, что его "потом доработают". То есть, депутаты проголосовали за некий документ, который даже не доделан. Важно было само наличие голосования. И обязательно в контексте "мы закрываем завод навсегда". Когда это произошло, всё остальное было уже неважно. Тем более, никто из митинговавших в понедельник не заметил или не захотел заметить простого факта: с момента митинга ничего не изменилось.
Разве руководство "Электроцинка" выступило с заявлением о закрытии? Или представители УГМК такое сказали? А может глава республики сообщил, что завод останавливает свою деятельность? Нет. Ничего этого не произошло. И не могло произойти. Это было предсказуемо еще в понедельник, даже несмотря на "красивый кавказский обычай" молиться над тремя пирогами в разгар митинга и клятвенно заверяя друг друга, что "даканца".
Наступило время торга. Хорошего такого торга, с увесистыми козырями на руках Вячеслава Битарова (в лице возможных протестов) и довольно шатком положении руководства "Электроцинка", которые совершенно случайно пару месяцев назад собирались привлекать китайцев к строительство нового (!) электролитного цеха. Бывают же такие совпадения! Так что, у Битарова вполне может получиться, я допускаю и такое. Или закрыть завод, или профинансировать на несколько лет вперед Национальное телевидение. Всякое ведь может быть. Выбирать только ему.
Всё это действительно неплохо, если бы не одно но. Людей, искренне поверивших в протест, просто слили. Заявив, что они добились своего. Хотя, никто ничего не добился и произошедшее очень напоминает психологический эксперимент, когда подопытные под влиянием авторитетов начинали называть черное белым и наоборот.
Кстати, это говорит, что в интеллектуальном плане теневое руководство республикой всё-таки, подросло, умудрившись убить одним выстрелом нескольких жирных зайцев: взять за укромное место "Электроцинк" и показать Москве, что умеет разруливать массовые протесты, не идя при этом ни на какие уступки. Если, конечно, не назвать уступкой триумфальный выход к протестующим и тост о взаимопонимании. Ставлю от себя твердую пятерку!
Только хочется надеяться, что руководству Северной Осетии не придется столкнуться с такими протестами, где выпитый публично стакан пива уже не поможет. Тогда будет уже не до игр.
Заур ФАРНИЕВ