Краткое предисловие.
Поп-культурные произведения, сериалы, фильмы и комиксы всегда опираются на какие-то взгляды и идеи, которые придуманы философами прошлого. Мне кажется, интересно взглянуть, на чем стоит современная культура и как старые идеи получают новое воплощение.
Третий сезон Рика и Морти был долгожданным. Фанаты строили теории, выискивали тайный смысл в твиттах авторов, собирали инфомацию по крупицам. Но Рик и Морти не были бы поп-культурным воплощение абсурдизма, если бы просто оправдали ожидания фанатов. Первой же серией нового сезона они перевернули все ожидания с ног на голову и от души посмеялись над ними.
В первых двух сезонах нам без конца показывают насколько Рику плевать на всех окружающих и вообще что бы, то ни было во вселенной. Он выглядит как человек, который принял для себя самый простой ответ на отсутсвие высшего смысла - гедонизм. Жизнь ради приключений, вечеринок и демонстрации своего превосходства над вселенной с помощью науки - это смысл жизни Рика, как он сам заявляет.
Но второй сезон, по сути, окончился на отрицании нигилизма, так как самый главный нигилист в сериале совершил альтруистический поступок ради других людей. Это было похоже на классическое развитие персонажа, его освобождение от внутреннего конфликта через большой Поступок.
Рик произносит трогательную речь на свадьбе своего лучшего друга, и в конце концов жертвует своей свободой ради достойной жизни для своей семьи.
Он как будто находит наконец собственный смысл существования и принимает его, несмотря на то, что умом осознает всю бессмысленность и ничтожность любви и семьи. Он примиряется с бессмысленностью мира и выбирает любовь в качестве основы своей мотивации.
Такой выход из бессмысленности существования практиковали многие экзистенциалисты: Кьеркегор и Достоевский обращаются к вере в Бога, Сартр находит ответ в гуманизме.
Но Рик и Морти следуют путем другого представителя экзистенциализма. Альберт Камю осуждает и даже высмеивает экзистенциалистов типа Жан-Поля Сартра или Достоевского, которые, хотя и понимают всю абсурдность существования, все же пытаются искать опору в надежде или вере. Камю говорит: "Они обожествляют то, что их сокрушает и находят пищу для надежды в том, что их истощает".
"Побег из Рикшенка" точно также смеется и отрицает любые надежды фанатов на осмысленность и сентиментальность.
Сначала серия как будто действительно раскрывает нам Рика, показывает что гибель семьи сделала его бездушным гением. Типичная трагическая история, которая придает смысл безумию Рика. Зритель сближается с героем и заглядывает в потайные закоулки его души. Но потом оказывается что нас жестоко обманули и вся эта история целиком выдумана для того, чтобы осуществить побег.
Когда во втором сезоне нам показали могущественных врагов Рика: Галактическое Правительство и Совет Риков, то мы ждали что за этим последует долгая неравная борьба. Но в третьем сезоне Рик уничтожает и тех и других за несколько минут, попутно сбегая из тюрьмы.
Как только зритель начинает ощущать смысл в происходящем и понимать внутреннюю логику, сериал грубо выбивает эту опору прямо из под ног. И делает все это не один раз. Когда Рик узнает, что его внуки в плену Совета Риков, он идет спасать их. Но когда Саммер берут в заложники, он показывает полное безразличие к ее судьбе. Что оказывается только частью его хитрого плана по спасению. Но когда Рик все таки остается героем и спасает внуков, то тут же поясняет им, что ему в общем-то на них плевать и спасал он их только для потому, что искать им замену в другом измерении было бы еще сложнее. А без детей их мать просто не пустит его обратно домой. Для Рика спасение внуков - это как зайти по дороге домой за покупками - просто скучное дело, которое нужно сделать.
Действительно ли это так? Было ли заключение и побег частью плана Рика изначально? То есть и свадьба, на которой умер его "лучший друг" - это тоже часть его плана? А может быть, он просто придумал все это, пока был в заключении? И если все было так просто, то почему Рик не уничтожил Правительство давным давно?
Когда зритель уже окончательно запутался в абсурде происходящего, серия наносит последний удар. Вишенка на торте - Сычуаньский соус. Главная мотивация Рика это не любовь и не свобода, это лимитированный соус к наггетсам. Только ради него он сел в тюрьму, чтобы попасть в свои воспоминания и снова его попробовать.
Если пытаться расшифровать этот символ, то сычуаньский соус - это отражение абсурдности абсолютно любой привязанности. Если абсолютно ничего не имеет смысла, так почему бы не потратить 9 сезонов и 97 лет на поиск соуса.
Камю писал что единственный кто понимает и находит счастье в бессмысленности - это "Герой абсурда". Он счастлив в абсурдности жизни и четко осознает безразличие вселенной. Камю называет это "ясным безразличием".
И это и есть Рик. Его мышление определяет знание о бесконечной мультивселенной где произойдет абсолютно все, самое ужасное и самое прекрасное. Он считает любые чувства всего лишь реакциями в нашем мозге. Он может творить вселенные и гасить звезды, но его главная мотивация - сычуаньский соус.
Но между Героем Абсурда Камю и Риком Санчезом есть одно важное отличие: герой абсурда должен быть счастлив в абсурдности происходящего. Но Рик по прежнему не выглядит счастливым и его коронная фраза все еще означает "Я испытываю сильную боль". Может быть авторы просто продолжают играть с нашими поисками смысла, а может быть в этой шутке все такие есть доля правды. Ждем четвертого сезона.