Горькая судьба
Свой 90-летний юбилей Харира Ибатуллина отметила в Арском Доме для престарелых и инвалидов. Поздравить ее с юбилеем приехала начальник отдела социальной защиты населения Лейсан Галяветдинова.
Она вручила юбиляру Благодарственные письма Президента России Владимира Путина, главы района Ильшата Нуриева, букет цветов и памятный подарок. Харира апа прижала цветы к груди, в этот момент на ее глазах промелькнули слезы. Но она быстро взяла себя в руки и жестами попросила сотрудников, которые собрались поздравить ее с юбилеем, поставить букет в вазу.
В эти минуты на лице этой милой бабушки маленького роста, которая несмотря на пожилой возраст, не потеряла свою красоту, появилась улыбка. В Доме для престарелых и инвалидов она живет с 2008 года. Только разговаривает с трудом. В Новом Кинере живет ее сестра Таскира Губайдуллина. Чтобы узнать о судьбе Хариры апа, я связалась с ней по телефону. Ее рассказ о сестре я слушала со слезами на глазах.
– Харира апа родом из деревни Куюк Куйбышевского (ныне Спасского) района. В семье нас было 5 детей. Это родная деревня Абдуллы Алиша. По материнской линии он приходится нам и родственником. Сейчас из всех братьев и сестер нас осталось только двое, – сказала она. – Пережитое сестрой не передать словами. В 5 лет она сильно обожглась кипяченой водой. 6 месяцев пролежала в больнице. Она встала на ноги. Окончила 7 классов. Когда началась война, ей было всего 13 лет. Наши родители были простыми колхозниками. Харира апа работала наравне с ними. Во время работы на поле она чуть не осталась под запряженной коровой. Тогда запрягали и коров.
Наша деревня располагалась на побережье реки Кама, рядом с лесом. А в лесу был военный завод, охранять который привезли солдат. Нас заставили закрыть все окна, в деревню пускали только после тщательной проверки. Несмотря на это, Хариру апа отправили на рытье окопов.
Сестра очень хотела продолжить учебу. После 7 класса она поступила в педагогическое училище имени Надежды Крупской. В 1945 году с фронта вернулась старшая сестра (и брат был на фронте). Увидев голод и нищету, царившие у нас, она позвала Хариру апа к себе в Казань. Так Харира апа стала студенткой Казанского педагогического училища. После его окончания ее направили в Кзыл-Юльской район, где она и обосновалась. Преподавала в Верхней Уре, Шуре, затем пригласили в Новый Кинер. Многочисленные Почетные грамоты, звание «Отличник народного просвещения» – доказательство ее добросовестного труда.
– Таскира апа, Харира апа не вышла замуж?
– В молодости она славилась своей красотой, активностью, была оптимисткой. Пела, танцевала, рассказывала стихотворения. Ее все очень любили. Многие пытались ухаживать за ней, другие девушки даже завидовали. И замуж звали. Но она сразу сказала, что совмещать школу и семью не сможет. Выбрала школу. Так и осталась одна. Ей выделили комнату. Помогала мне. Никогда не собирала слухи о других, все говорила прямо в лицо.
– Как сложилось так, что она оказалась в Доме для престарелых и инвалидов?
– Однажды у Хариры апа украли деньги, которые она копила на похороны. Виновного так и не нашли. После этого случая она никого не слушалась. Поэтому мы были вынуждены отправить ее в Дом для престарелых и инвалидов.
– Ни разу ее не навещали?
– Навещала. Но в последний раз она меня не узнала. А затем я похоронила супруга, потеряла 45-летнего сына. Сейчас я сама хожу с костылями. Мне помогают дочь и зять, проживающие в Атне. Соседи очень добрые. А вы видели Хариру апа? Как она?
– Несмотря на возраст, она выглядит хорошо…
– Спасибо за хорошую новость, – заплакала Таскира апа, даже не дав мне договорить. – Вот уже сколько лет у меня разрывается сердце, потому что не могу взять сестру к себе. Сколько слез я пролила. Не дай бог никому пережить такое. Я очень тоскую по ней. Эх, если бы были здоровы ноги…
… После разговора с Таскирой апа я долго не могла прийти в себя. На старости лет две сестры живут в одном районе и не могут встретиться. Каких только судеб нет в этом мире.
Гульсина Закиева