17 августа 2017.
Сегодня будут фотографии более нарядные, ну по крайней мере — в основном с фотоаппарата. Впечатления о самом известном и обсуждаемом современном парке и районе, в котором жила Джейн Джекобс. Бесплатный паром на Стэйтон айленд (Staten Island), Уолл стрит (Wall street) и мемориал Граунд-Зеро (Ground Zero), Октопус Калатравы и Бруклинский мост.... но вообще, этого слишком много для одного поста. Так много, что даже блог не может сохранить такой объём, поэтому сегодня только — про Хайлайн парк и даже он весь не поместился... ну как-то так.
Нашу первую часть про перелёт можно посмотреть здесь.
Первые впечатления, про Центральный парк и Музей Гуггенхайма вот здесь.
Начался день с пробежки к Центральному парку. Чтобы ощутить дух места, так сказать.
Как я уже писал в прошлый раз, в парке постоянно кто-то бегает. Этот кадр снова про это, но и про то что уход за деревьями происходит очень аккуратный. Здесь нет побелки на стволах (хотя возможно это очень красиво, да), здесь нет обрубленных веток и странных надписей вроде этого.
Пробежку конечно хотелось совместить с полезным исследованием города и тут я решил двинуть в сторону Гудзон-ривер. Мне казалось, что там обязательно должна быть какая-то развитая набережная, с каким-то взаимодействием с городской средой, или некоторый аналог нашей самарской набережной. Но на самом деле всё оказалось конечно по-другому.
Ортогональная сетка Манхеттена заканчивается в этом месте изогнутой улицей Риверсайд драйв. Ниже и ближе к реке проходит мощное шоссе Генри Гудзон парквэй и особо видимого взаимодействия города с водой здесь не происходит. На космических снимках там что-то есть зеленое, но похоже это не очень парк. Местные, наверно, меня поправят.
Первым делом мы отправляемся на метро до станции "Тридцать четвёртая улица". Наша линия метро, первая линия, проходит прямо под Бродвеем — очень удобно ориентироваться. То, что улица 34 не самая рядовая видно сразу по самой разной уличной фурнитуре. И это неспроста — кроме того, что улица является двусторонней (поперечные стриты - это в большинстве своём односторонние улицы) на тридцать четвёртой расположено очень много знаковых объектов, чего стоят только Эмпайр Стэйт и вот теперь Хайлайн парк. В 2010-м улицу всё же решили сделать односторонней, но пока не сделали.
На самом деле, так забрендировать улицу — это очень круто! Причем это же аккуратно сделано, без пафоса. Зато очень хорошая навигация и мусорное ведро на соседнюю улицу не утащат. Интересно, у них администрирование благоустройства тоже по улицам происходит?
Центр Нью Йорка, час пик, машин почти нет, улицы свободны - ну что за дела!?
Не в последнюю очередь это из-за того, что иметь машину в NY не столько круто, сколько затратно. Стоимость парковки — минимум $20 в час. Бонусом к этому часто идет максимальное время парковки — 2 часа, потом нужно вернуться к машине и перепарковать её или доплатить в автомат. Проезд по мостам платный и при этом на трех- четырехполосных шоссе пробки это обычное дело.
Нарушителей ждет такой вот мощный сюрприз. Нужно оплатить штраф, позвонить по номеру, узнать код разблокировки и вернуть сюрприз на базу в течении 48 часов. Говорят, штрафы в среднем $150-200. Эвакуация у них тоже активно работает. Ну и на многих улицах висят таблички, что парковка запрещена у гидранта и в рабочее время. У гидранта, кстати, запрещена всегда и везде, с этим надо быть внимательным - тут штрафы больше.
Взял с собой только новый объектив 70-300, которым толком поснимать еще не успел. Был удивлен.) Зато снимаем крупные планы, за общие планы снова отвечает мобило-фото. Много интересных деталей. Вот например, сады на кровле рядового дома.
Кажется в городе постоянно идет строительство. Говорят, иногда строительные леса ставят просто для того, чтобы оттянуть необходимый ремонт здания (чтоб на голову ничего не упало) и такие леса могут стоять десятилетиями — мы видели такие. Но и нового строительства очень много. В основном это новые высотки.
Отдельная тема — уличная еда. Вот так немного нелепо она выглядит. В принципе от нашей всякой шаурмы мало чем отличается, только это хот-доги разной степени дизайна. Мы где-то читали, что в подобном ларьке можно найти хот-доги за $2 и это вполне себе еда. Оказалось "индекс" жареной сосиски сильно зависит от конкретного места и зависимость это, скажем так, не слишком очевидна. Так самые дешевые хот-доги были замечены на Уолл-стрит а самые дорогие — в Центральном парке около Музея Дизайна. Три хот-дога нам стоили $16. Дороговато, но в принципе вкусно — сосиски жарят при тебе и похоже они из мяса ( но это чувство как после Мc'Donalds, думаешь - никогда больше!).
Хайлайн парк — сегодня самый известный из работающих современных парков. Парк построен на эстакаде заброшенной промышленной железной дороги и еще в 2003 году выглядел вот так:
История парка вдохновляет, потому что это отличный пример bottom-up проекта, когда идея инициативной группы местных жителей двигает мощный проект общегородского масштаба (а в Нью-Йорке это вообще приобретает общемировой масштаб, так то..). Кратко историю проекта можно описать так:
- 1999 год. Жители района High Line Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд основали движение "Друзья Хайлайна" ( Friends of the High Line), выступающее за сохранение и реновацию заброшенной в 80-е годы железной дороги.
- 2002-2003 года. Инициативной группой начинается планирование проекта для сохранения и повторного использования High Line. Исследование, проведенное Friends of the High Line, показало, что проект является экономически рациональным. Был проведен открытый конкурс идей по реновации территории «Хайлайна».
- Март-сентябрь 2004. Friends of the High Line и мэрия Нью-Йорка выбирают команду для дальнейшего проектирования. В неё вошли ландшафтное бюро James Corner Field Operations, Diller Scofidio + Renfro (те самые, что проектировали парк "Зарядье") и Пит Оудольф (Piet Oudolf).
- 2005-2006 город принимает в собственность участок железной дороги High Line, как пожертвование бывшего оператора железной дороги — CSX Transportation, Inc.
- 9 июня 2009 г. Открыт первый участок парка от улицы Гансевоорт до Западной 20-й улицы.
Кстати, не так давно Strelka Magazine писали о парке - вот тут. Конечно мы много читали о нём, часто приводили как аналог отдельных решений для наших проектов, потому парк входил в обязательную программу для Нью-Йорка.
Сам вход в парк достаточно странный, по ощущениям это какие-то задворки: конечная междугородних автобусов, стоянка фур и кругом стройки новых небоскрёбов. В общем, это всё следы былого индустриального времени Нью-Йорка. Совсем скоро эти новые деловые центры вытеснят склады и стоянки.
Рядом со стоянкой грузовиков находится большая стоянка междугородних поездов. Поезда совсем не такие как у нас.
Парковая фурнитура очень крутая. Лавки из крупного бруса и разного старого железнодорожного оборудования. Всё просто, но добротно.
Вот этот чел обслуживает парк — ездит на велосипеде, регулярно проверяет мусорные вёдра, их тут по три штуки, и в целом поддерживает порядок. Здесь рельсы с эстакады не убирали, просто заасфальтировали.
На старых домах выше шести этажей в Нью-Йорке (и не только) стоят бочки с водой. Это достаточно живописно, но в основном оправдано экономически — дешевле подкачивать воду в такую бочку, чем поддерживать достаточно высокое давление в магистральном водопроводе, чтобы закачать воду на большую высоту. В современных домах баки скрытые.
На вест-сайде вовсю идёт стройка. Конструкции такие городу-курорту пока и не снились даже. При этом часть зданий вокруг уже работает, нет нигде пыли и какого-то сильного мусора. Хайлайн проходит как раз очень близко к этой стройке, и сейчас мы туда подойдём.
Странный объект с лестницами под названием Vessel (по состоянию на октябрь 2018 - должен открыться в начале 2019-го) — это новая архитектура от Томаса Хизервика (Thomas Heatherwick). Объект должен привлечь туристов к району Hudson Yards. Такая вот лестница "в никуда" за $150 млн. Золотые (в прямом и переносном смысле тоже) лестницы изготавливают в Италии. Но что интересно, миллиардер Стивен Росс вкладывает такие большие деньги в инсталляцию чтобы запустить в строящийся бизнес-район туристов из Хайлайна и развивать полноценную городскую среду с сопутствующими сервисами, а не бизнес-спальный район (что то такое произошло в Дефансе в Париже). Этим движет в первую очередь, как и везде в Америке, конечно понимание экономической стороны вопроса городской среды. Вот тут -подробно на ArchDaily про архитектуру проекта.
А вот так он выглядит на рендерах:
Вот так выглядит стройка рядом с объектом.
Это всё ещё достраивают Хайлайн, делают дополнительный выход в Хадсон Ярдс. Тут видна внутренняя структура парка — под каркасом, на который потом лягут плиты проложены коммуникации для полива и освещения. Старые рельсы, как видно, тоже пустили в дело.
Отдельно расскажу про озеленение в парке. Оно очень крутое. Это в принципе те же самые растения, что растут у нас. Я смог идентифицировать Рудбекию, но вот эти "овсы" все тоже знакомы. (Показал маме, мама сказала - это ж сорняки!)
Среди овсов на Хадсон Ярдс была обнаружена своеобразная детская площадка. Сначала это был небольшой лабиринт-мостики из пластиковых элементов чуть ниже основного уровня парковой дорожки, по ним весело ходить даже взрослым, а в конце лабиринта обнаружился лаз-нора, это только для детского размера. Залезаешь, значит в эту нору, а там прозрачный купол и оказываешься прямо в овсах.. Красиво!
Ниже, тот самый пандус с лабиринтом в нору.)
В толщине конструкции эстакады помещаются даже контейнеры для крупномеров. Поэтому местам Хайлайн — настоящий парк.
Обратите внимание на борт. Не всегда он бетонный. Если борт нужен высокий его делают из кортена (особая прочная окисленная сталь).
А вот так достаточно просто решается блокировка доступа зевак в газон. Там на самом деле уровень примерно на полметра ниже, так что можно и упасть.
Иногда такие столбики стоят над бетонным покрытием, так что я не совсем понятно, так задумывалось с самого начала или это планировочный косячок..
Как мы уже знаем, в штатах покрытие тротуаров — это в основном бетон. Исключения составляют знаковые или мемориальные объекты. Это вот, например, мощение перед строящимся офисным центром на Хадсон Ярдс, он уже работает.
А это отлитые идивидуально (!) плиты мощения Хайлайна, в том месте где он делает поворот.
Малые формы, скамейки в парке очень качественные. Несмотря на то, что в большинстве своём они типовые, иногда даже скамейки реагируют на контекст.
Смотрите какая крутая скамейка, как их аккуратно и технологично пересекли!
Скамейка по ширине равна модулю плиты покрытия. Ровно под ней бетонное покрытие заменено на проницаемую оцинкованную сетку.
Там где позволяет место, в парке устроены небольшие карманы с амфитеатрами различной конструкции. Вот на примере один такой. Решены они в простых и лаконичный деревянных конструкциях.
Типовая короткая скамейка. Такие установлены в узких частях парка. Здесь как раз хорошо видно как модуль мощения переходит в сиденье.
На солнце жара. Все теневые места заняты. Эти деревья были посажены сразу такими. Практика посадки крупномеров у нас, к сожалению, ещё совсем не развита.
Окружает парк довольно неоднородная застройка. Достаточно много старых зданий, некоторые из них, прямо скажем, не соотносятся со статусом сверхдорогой нью-йоркской недвижимости. Вот такой дом например соседствует с новыми элитными апартаментами.
Скорее всего дом этот простоит не больше 10 лет. И в статье Стрелки говориться о сложностях городской джентрификации. Казалось бы, так заброшенные территории обретают новую жизнь, становятся новым городским центром, но когда место становится слишком популярным возрастает стоимость земли и недвижимости. В результате местные не очень-то и рады таким изменениям, потому что теперь им приходится платить в разы большую арендную плату.
Так, например рядом с этим старым домом появляется один из самых дорогих в Нью-Йорке жилых домов с апартаментами от студии Zaha Hadid. Это про него недавно делал видеобзор Илья Варламов
Дом конечно "оченькрасивый".. кажется от $20000 в месяц за самую небольшую студию в нём. При этом жильцы будут буквально на расстоянии вытянутой руки посетителей Хайлайна.. да уж.)
Кроме элитной жилой застройки Захи Хадид вокруг кроме есть ещё интересная современная архитектура. Тут в принципе можно адрес почти каждого нового дома вбивать в поисковую строку ArchDaily и это будет известный и знаменитый проект. Вот очень дорогой Жан Нувель, например:
А в соседнем блоке — квартиры от бюро Нормана Фостера
Некоторые дома стоят вплотную к Хайлайну и на этажах в уровне парка и ниже располагаются офисы.
Особое выражение какой-либо политической позиции за всю поездку мы увидели только здесь в Нью-Йорке и ещё в Чикаго. Остальной Америке, кажется, вообще дела нет до этих тем. А тут вот в жилых окнах перед парком знакомые нам лица. И никто не кидается краской, окна не разбивает и полиция никого не винтит. Не могу представить такое у нас.
Кроме политических манифестов часто тут поднимается тема радужных флагов. Я не понял зачем. По всей видимости так некоторые американцы обозначают свои волнующие проблемы. И это конечно не везде так. В Калифорнии, это самый свободно-безбашенный штат, там кажется вообще никаких волнующих проблем нет (но может и есть).
В парке иногда проходят различные выставки. Сейчас тут стоят разные скульптуры и аудио-инсталляции. Скульптуры разной степени понятности и здесь они что-то символизируют конечно. В Чикаго и Сан Франциско паблик-арт был более абстрактный и менее груженый смыслами.
На изгибах линии променада часто появляются такие вот тупиковые отростки — балкончики. Клёвая тема, мы похожее решение хотели применить в благоустройстве набережной для проекта МитиноО2 в прошлом году, хотя Хайлайн тогда совсем не знали так подробно.
А вот ещё один. Тут немного виден конструктив и то, насколько близко к променаду подходят дома.
А здесь ещё раз хотел бы обратить внимание на мощное уличное озеленение. Насколько здорово смотрится улица с высокими и раскидистыми деревьями.
Вообще с эстакады парка можно увидеть самую разную городскую среду. Вначале это был пром и бизнес-центры. Потом — элитное жильё. Затем, ближе к выходу Гринвич Авеню, старинная многоэтажная застройка. Сюда пока не добралось комплексное благоустройство, потому профиль улиц тоже старинный - семь полос в одном направлении, лысые тротуары на солнечной стороне и отсутствие выделенных велодорожек.
Первые этажи всех зданий, выходящих на широкую улицу (авеню) — это в основном стрит-ритейл . На узких стритах пространство более приватное и в основном только жилое. Это или входы в апартаменты (парадные, подъезды к ним не очень применимо, это больше похоже на рецепшн какого-то офиса) или входы гостиниц. Тротуары на улицах везде из бетона. Люки для коммуникаций расположены или в зоне проезжей части или в сервисной зоне тротуара (то есть около неё).
В целом, улицы срединного Манхеттена достаточно свободные. Тут мы не видели ни пробок, ни плотного траффика. Перемещаться по таким улицам пешком или на велосипеде достаточно удобно.
Иногда всплывает что-то итальянско-венецианское. Какой-то мостовой переход над улицей. Судя по всему довольно старый.
С другой стороны иногда в просветы можно увидеть Гудзон, и там на другом берегу — Джерси Сити, совсем другую городскую среду — она отсюда чем-то даже на Самару похожа.
Со стороны Манхеттена видны городские иконы — тут Крайслер билдинг на 42-й улице, не самый высокий, но уж точно один из самых узнаваемых небоскрёбов. Построен в 1930-м году, в то же время что и Импайр Стейт билдинг.
С уличной едой в парке пока не просто, но пишут что этот вопрос постепенно решается. Есть небольшая площадь ближе к выходу из парка, где находятся несколько внятных кафе. Кафе конечно тоже очень модные и сделаны их контейнеров. Тут едят обычные люди. Малое количество общепита рождает очередь, в которой мы решили не стоять и пошли дальше.
А тут едят богачи, по всему видно.) Еда в ньюйоркском общепите если это не сетевые кафе типа Starbucks или Subway вкусная, но очень дорогая — всех прокормить тяжело, оно и понятно. Кстати в Subway и Starbucks еда вполне себе вкусная тоже, и даже по виду похожа на натуральную.
Около района Greenvich Village Хайлайн парк заканчивается. Сквозь остекленный холл офисного кафе видна улица, на которую мы скоро попадем.
А это штаб квартира архитекторов (the Diller + Alex Von Furstenberg - это именно они победили в конкурсе и участвовали в реализации Парка Зарядье в Москве ) и центр управления Хайлайн парком (Friends of Highline). В этом же здании находится и выход из парка.
Рядом со штаб квартирой в это время как раз брали интервью у кого-то.
Мы вышли из парка и оказались в Greenvich Village — похоже в самом уютном районе города. Тут осталась нерегулярная историческая сетка улиц, тут в свое время жила идеолог нового урбанизма Джейн Джекобс. И похоже с тех времен ничего не изменилось. Но об этом подробно напишу в следующий раз.