Много шуму наделали слова Путина о том, что мы все попадем в рай. И о том, каким образом. И пусть Песков не пытается перевести дискуссию на рельсы аллегории (впрочем, аллегория рая - это давняя тема и в принципе наш конек). Мне кажется, что слова эти были сказаны в состоянии прелести, ослепления гордыней, завистью и гневом. И ждет нас что-то концептуально иное. Не рай.
Цитата, на случай если кто подзабыл, звучит следующим образом: "Когда мы убеждаемся, что атака идет на территорию России, мы после этого наносим ответный удар. Конечно, это катастрофа всемирная, но мы не можем быть инициаторами катастрофы. Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. Ну, а мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют".
Жаль, что никто из комментаторов не удосужился дать хотя бы самый примитивный богословский комментарий. Кураев кое-что сказал, но недостаточно глубоко. Вся эта ситуация очень легко раскладывается и трактуется в христианской системе ценностей. В византийской традиции существуют несколько важных аспектов мученичества. Мы сейчас разберем два из них.
Во-первых, мученичество гарантирует крещение кровью. То есть, будь вы язычником или иной конфессии, смерть за Христа автоматически перекрещивает вас. Святитель Амфилохий Иконийский говорил так: "Крещение является двойным: одно кровью, другое водою. Посему Господь, будучи раненым, испустил кровь и воду. Воду, чтобы, крестивши грешников, освободить их, а кровь, чтобы, оправдав мучеников, увенчать их…".
Если бегло посмотреть, то, как будто бы, все верно. Страна массово умоется от греха в кровавой бане. А параллельно превратится не только в пепел, но и в благочестивых православных. Радиационный прах сраму не имет. Но не все так просто. Смерть за Христа накладывает хотя бы минимальные обязательства. Например, умереть, отказавшись отречься от веры. Или умереть укрывая у себя дома гонимых христиан. Все эти ранние проповедники, которые, движимые апостольской ревностью, находили смерть в землях язычников. Как это соотносится с нашими мирно пожевывающими шаурму во время ядерного удара согражданами, я не берусь рассуждать.
Во-вторых, мученичество, в основе своей, это подражание мукам Христа, уподобление Ему. Пост, монашеская аскеза - это своеобразное бескровное мученичество, умерщвление плоти. Мученик идет на смерть ради Христа в состоянии смирения и дерзновения. Он не наносит ответный удар своему мучителю.
А вот тут мы подходим к очень скользкой и мутной теме для самого христианства. Должно ли считать мучениками солдат, погибших на поле боя (а это, де факто, то, во что Путин пытается нас втянуть)? Во все времена, государство пыталось продавить церковь, чтобы та давала благословение любой, даже самой людоедской политике. Прежде всего цари и короли хотели, чтобы церковь одобряла их бесконечные войны. В истории церкви существовало одно интересное каноническое правило. №13 у Святителя Василия Великого, звучит оно так: "Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн". Короче, вальнул фашиста - три года сиди без Причастия. Потому что тоже человек, и не факт, что по своей воле на эту бойню загнанный.
Другое дело, что на практике к этому правилу по сути никогда не прибегали. Наверно, единственное значимое исключение связано с византийским императором Никифором Фокой, который, воюя с мусульманами, хотел сделать из православного воинства аналог шахидов. Чтобы все павшие прославлялись и почитались, подобно мученикам. Почуяв, что это ведет к некоему резкому переполнению пантеона святых и легкому дисбалансу ценностей, тогдашние архиереи наконец нашли, чем возразить: "Каким образом мы можем причислять к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки". Кстати, Фока тоже был не дурак. Как пишет греческий канонист Феодор Вальсамон: "Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград".
А вы знаете, что в давние времена человек, убивший соперника в спортивном кулачном бою не считался грешником и невольным убийцей? А вот, если кто убьет во время игры в палки, того церковь обвиняла. Потому что кулачный бой входил в одобренный правителями список спортивных состязаний, а палки - нет. Со времен Константина I церковь подвизалась флюгером Кесарей всех мастей. Они все время забывают, что главное поле брани для христиан - духовное, а не мирское.
Церковь очень даже любила проливать кровь рука об руку с государством. Как утверждал Афанасий Великий: "Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно". А Филарет Московский (Дроздов) разразился просто потрясной речью, сопоставимой с монологом Майора из Хеллсинга: "Любит мир Самодержец России: но по сему самому крепко стрежет его стражею сильнаго вернаго, искуснаго воинства. Любит Он мир Царства, и мир Своих воинов: и потому-то ускорил Он вам переход от военных подвигов к мирным занятиям, хотя впрочем еще находит нужным сохранить в вас искусство брани: потому что в мире надобно сеять, на случай нужды, семена побед... Воины Христиане! Се Царь предводит вас не к подвигам бранным, но к Самому Источнику побед и мира, представляя вас, и Сам предстоя с вами Господу сил, в молитве и благодарении. Какая для вас награда! Какое утешение для Церкви! Какая душа не возвысится, в след за сим высоким призванием? – Горе сердца! Да исправится молитва, яко кадило! Да пройдет небеса! Да приимут ее Архистратиги небесных Сил, и принесут к престолу Царя царствующих! «Господи, спаси Царя!»". Отдельное спасибо Филарету за офигительное словосочетание "Мирные сыны брани!". Причем эту речь он толкнул даже не в ходе наполеоновского вторжения, а в мирные 1840-е. Усталость от мира хуже усталости от войны.
Апогея этот накал достиг у Ивана Охлобыстина, бывшего священника, который сам себя отстранил от служения (исключительно из-за критики по внешним признакам - свою внутреннюю позицию он наверняка считает правильной). Вот, что он сказал по поводу предоставления автокефалии УПЦ: "Зачем с ними договариваться? Они твари продажные. Какая вера? Который Томос? Душить предателей. Мы раскольники? Хорошо. По факту они нам жопу вылижут и все свои каноны переделают. Они всегда были предателями и жалеть их не надо. Прав победитель. Мы пытались их убедить, но они изменились. Слабые, малодушные сатаны. Рабы. Мы отберем у них все, мы заставим их верить в то, что нам удобно. Им не привыкать. Мы всегда так делали. Жаль, у них короткая память. Надеюсь, в этот раз мы будем осторожнее с нашими глупыми сантиментами. Греки нам давно не друзья. Турки их лишили ориентации". Вообще все эти влажные мечты о РусскомЪ Мире сыграли на руку верующим в войну. Засобирались на битву священники-автоматчики и православное воинство.
Но вернемся к нашему гарантированному раю. Я начала этот пассаж с того, что суть мученичества - в уподоблении Христу. А теперь скажите мне, братья и сестры, Иисус был шахидом? Он, распятый, держал в кулаке детонатор, который подорвал бы к херам всю Иудею и Рим заодно, как только он выпадет на землю из обессилевшей руки? Что Он кричал перед смертью:"Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" или "Это вам за пацанов!"? Он пытался забрать палачей с Собой, а после Себя оставить дымящиеся руины?
Так или иначе, США - христианская страна. Будет ли в восторге Иисус, глядя, как христианские народы уничтожают, аннигилируют друг друга и весь созданный мир заодно? Человечество как проект полетит в трубу из-за противоречий между Кесарями, жирными чинухами и озверелым от пропаганды населением.
Идеалом мученичества здесь считаются Денис Пак и Сергей Гайсин, отпизженные футболистами, и получившие за это "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Знаете, что было бы подлинным мученичеством и мужеством? В ответ на запущенные Америкой ракеты не запускать свои. Сломать "Мертвую руку" всеобщей смерти. Но такая ересь у нас элементарно не задерживается в сознании. А ведь это действительно христианский подвиг.
Увидимся в раю.