Найти в Дзене
Записки инженера

Пенсионная реформа России – и/или 6-часовой рабочий день

Как была объявлена, и с какой поспешностью принималась новейшая пенсионная реформа много было написано и, в принципе, даже нечего обсуждать. Даже до очень глупых людей уже дошла формула «бояре – плохие, царь – хороший». Правительство предложило заведомо плохую реформу, будущие корректировки, которой от Путина, просматривались с самого начала. И ситуация мне напомнила антиалкогольный закон Горбачева. Внешне - полный одобрямс, но в целом, цирку уже перестали верить самые доверчивые. Количество активных пенсионеров призывающих к волонтерству и прочей активной жизни при достижении пенсионного возраста на телевизоре, интернете и билбордах зашкалило. (прочитайте мою заметку про «Му-Му»)

Я не буду описывать ситуацию с рабочими местами в регионах – там полный швах. В Москве реально после достижения 50 лет все очень плохо, кроме мест, где нужно кричать «свободная касса!». ИТ-технологии резко сделали не нужными сотни тысяч рабочих мест, где нужно было перекладывать бумажки с одного стола на другой. Торговля стала совершенно другой, по сравнению с той, что была 10 лет назад. Государство, зажав гайки, оставило без работы кучу специалистов по серой таможне и по серым бухгалтерским схемам. 10-15 лет назад создание интернет-магазина было связано с существенными тратами, т.к. компании, создающие их брали хорошие деньги за любой чих. Сейчас за 5-30 тысяч рублей единовременных вложений вы спокойно можете запустить интернет-площадку самостоятельно, не нуждаясь в услугах специализированных фирм. Целый класс специалистов возник и исчез на отрезке 10 лет. И в этом виноват ни Путин ни Трамп, ни Тереза (мать или Мэй), а технологии. Необходимость учиться и переучиваться стоит перед всеми поколениями, и, в примерной апроксимации, можно сказать, что в будущем процесс будет усиливаться. В остатке, нам предложили уходить позже на пенсию, но рабочими местами не обеспечили и даже не подумали: как это сделать.

Зарисовка №1. В России 11 ноября 1917 года был принят декрет о 8-ми часовом рабочем дне. То есть уже прошло более 100 лет, за которые производительность труда выросла на драматическое количество процентов. Также следует учесть, что до 70-х годов 20 века, в СССР, как правило, время до работы занимало не более 20 минут. При царском режиме рабочие бараки со всей инфраструктурой находились рядом с заводом. Работая 12 часов в день царский рабочий имел столько же свободного времени, сколько и современный работник, проводящий 3-4 часа в дороге на работу/с работы и 9 часов (ха-ха) на работе. А какие потребности у человека после 12-часового рабочего дня – сходить в музей, оперу, посетить фитнес-клуб, хлопнуть водки или накатить пива? Скорее всего - последнее. И тому доказательством служат повсеместно открывающиеся пивные заведения в спальных районах (в центре их тоже достаточно, но я акцентирую ваше внимание именно на спальных районах). В начале улицы Кирова в Люберцах стоят 3 дома, друг за дружкой. В этих домах на первых этажах, чего только не открывалось и банки и пицерии и салоны красоты и т.д. и т.п., но периодически одни вывески менялись на другие, что говорит о том, что все эти начинания по барабану местному населению, спрос как на услуги, так и на товары в микромагазинах всегда был микроскопическим. И вот лет 5-7 назад открылся первый пивбар-разливная, затем еще 2 в соседнем доме и у меня был вопрос, когда же закроется хоть один? Фига! В течение последних трех лет открылись еще два. Сейчас в наличии 5 пивбаров-разливочных с крафтовым пивом на 3 дома! Что в принципе доказывает мою теорию о локализации потребностей около пивоалкогольных заведений у тех, кто 12 часов находится в отрыве от дома. Нет потребностей у населения – нет спроса – нет роста экономики.

Какой бизнес малый или большой можно замутить, если активное население на какие-то желания не располагает свободным временем и не имеет его, чтобы получить какие-то другие компетенции? Как можно при такой ситуации развивать внутренний спрос, который является катализатором всей экономики? Да, никак. Выхода два – либо бараки строить рядом с офисами, либо сокращать рабочий день. Многие мне скажут, что это бред, чтобы сейчас выжить в мировой конкуренции, нужно больше работать. На это можно по разному ответить, но вы видели ли сейчас где-нибудь лошадь, 70 лет назад они совсем не были в диковинку. В Великую Отечественную ими было перевезено больше военных грузов чем машинами и у нас и у немцев. Так их нет сейчас – сдохли от работы, если же серьезно – то читайте зарисовку №2.

Зарисовка №2. За последние 18 лет я посетил приличное количество курортов Средиземного моря. Практически везде экскурсоводы рассказывают одну и ту же историю об их возникновении: Генерал (президент, правитель, миллардер – нужное подчеркнуть) увидел прекрасное место на берегу Средиземного моря (океана если о Тенерифе идет рассказ) и пожелал (повелел, распорядился) организовать курорт. У всех историй дата возникновения курорта поразительным образом находиться в диапазоне 1975-1985 гг, когда европейцы получили время и деньги (оплачиваемы отпуск). То есть возникла потребность и возникла целая отрасль – массовый туризм. Нет времени и денег – нет спроса. Это ответ тем, кто считает , что 12 часов на работе – это нормально.

Также я хочу еще раз отметить, что количество рабочих мест повсеместно сокращается за счет внедрения новых технологий. Пример Москвы, где было сокращено гигантское количество чиновников за счет внедрение электронных сервисов, показывает, что по мере распространения данной практики в регионах и там тоже будут сокращаться места связанные с перемещением информации на бумажных носителях. Количество низкоквалифицированных рабочих мест будет сокращаться за счет автоматизации. Даже в строительстве, где рост производительности труда за последние 100 лет был минимальным, внедрение 3D-принтеров сделает свое подлое дело, вместо бригады 5-10 человек на возведении коробки здания будут работать 2 оператора. Как это работает - можете посмотреть на сайте http://apis-cor.com// . То есть простое сокращение рабочего дня дает сразу 25% рабочих мест. Но это как бы механика.

Хочу также напомнить, что общество развивается благодаря образованным бездельникам, которые развлекаются не в барах и ночных клубах, а тем, что решают нетрадиционные задачи: Платон, Эйлер, Ньютон, Эйнштейн. Многие в свободное от работы время готовы тратить именно на такие развлечения, которые перерастают во что-то большее и даже становятся новым средством заработка, сейчас же с 12-часовой повинностью эти люди просто убивают свой потенциал.

Теперь вернемся собственно к пенсионной реформе. Причем «реформа» нужно писать в кавычках, потому что пенсионная реформа не может существовать в отрыве от всей экономики. Наше же правительство, да и весь депутатский корпус, пошли по механическому пути вместо нормальной проработки реформы.

Я не экономист, но думаю, реформой можно было бы назвать мероприятие со следующими тезисами:

1. Разработать программу для ускорения внедрения новых производств (служб) с высоким уровнем автоматизации.

2. Увязать увеличение пенсионного возраста до 65 лет, со снижением рабочего дня до 6 часов.

a. К такому-то году увеличить пенсионный возраст до 65 лет у мужчин и до 60лет у женщин

b. К такому-то году перейти во всех отраслях промышленности на 30 часовую рабочую неделю

3. Провести реформу среднего образования с целью воспитания гражданина с широким кругозором и активной жизненной позицией.

4. Осуществить социальный заказ произведений пропагандирующих активную жизненную позицию и прекратить государственное финансирование передач, программ и других произведений искусства, нацеленных на продвижение ценностей артистов и прочей творческой интеллигенции, как дезориентирующих население от созидательного труда.

Вот тогда, всеобщая радость, поддержка и мобилизация всего общества. Сейчас же всеобщее озлобление с видимой поддержкой. Чем заканчиваются такие состояния общества, демонстрирует наша недавняя история – развал СССР.

Теперь о печальном: ни у одной политической партии не хватило задора оседлать процесс и сделать пенсионную реформу драйвером перемен в России. Навальный и прочая оппозиция выходила с лозунгами против пенсионной реформы, вместо того, чтобы предложить нормальную альтернативную программу действий. Поэтому грустно мне, так как вижу, что пенсионная реформа явилась индикатором того, что у оппозиционных движений как-то тяжело с нормальными идеями, что свидетельствуют об отсутствии интеллектуальной составляющей и совсем не удивительно, что правящая партия делает оппозицию на раз-два.