Недавно консультировала руководителя отдела разработки одной IT-компании. Обычная ситуация: в проекте фаза активной разработки сменилась временем рутины. Для многих специалистов отсутствие сложных задач и перспектив роста - повод уйти в другую компанию. При этом, порог входа проект на этот момент уже довольно высокий. Как тимлиду не потерять свою команду?
Первое, что сделали в описанном кейсе, - повысили заработную плату сотрудников по сравнению с рынком. На мой взгляд, это слабый способ мотивации.
Размер заработной платы уже через месяц-другой станет привычным - наша психика устроена так, что мы испытываем удовлетворение от изменений, а не от стабильно высокого уровня дохода (https://postnauka.ru/video/7211 )
Кроме того, современный человек имеет свойство постоянно увеличивать расходы - денег всегда будет не хватать.
Да и умный специалист чаще предпочтет получение нового опыта прибавке к зарплате.
Что стоит сделать? Еще на старте проекта:
1. выяснить, для кого из ваших программистов карьерный и/или профессиональный рост - основной мотив, и быть готовыми отпустить человека без потерь для работы или дать новую творческую задачу.
2. проектировать архитектуру таким образом, чтобы ваша система была гибкой для доработок и подключения новых модулей
3. сократить затраты на поддержку, давая необходимые инструменты самим пользователям
4. непрерывно накапливать обучающие инструменты, которые в дальнейшем помогут снизить порог входа в ваш проект.
Все эти меры призваны минимизировать рутинные работы в проекте и сделать замену сотрудников менее болезненной.
Идеальный вариант - заранее предусмотреть в проекте наем отдельной команды для технической поддержки. Но это дорого, и далеко не каждая компания идет на такие траты.
Что касается самой мотивации, то для небольшого коллектива разработчиков вряд ли подойдут используемые в крупных корпорациях приемы.Поскольку, как мы видим, руководство серьезно относится к сохранению отдела разработки, у тимлида есть возможность подходить индивидуально к мотивации своих сотрудников.
1. Выясняем личные мотивы человека.
Обычно, помимо профессиональной реализации и денег, это - власть, признание, обучение.
Для кого-то важно признание профессиональных качеств и доверие со стороны компании - хорошим мотиватором будет получение более сложных задач или наставничество.
Для другого сотрудника важно саморазвитие, пусть и в сфере, не связанной с профессией - оплатите нужный человеку учебный курс, например, или создайте условия для обучения внутри самой корпорации.
Для кого, кто стремится к власти, хорошим поощрением может стать делегирование части полномочий. Сотрудник либо справится, и вы немного уменьшите свою нагрузку, либо не справится, что даст вам возможность совместно с сотрудником обозначить точки роста и немного снизить амбиции.
2. Личные проблемы
Хороший руководитель знает личные проблемы сотрудников и умеет их решить.
Кому-то необходим более гибкий график из-за сложностей с транспортом или возможность работать из дома несколько дней в месяц по семейным обстоятельствам, у кого-то есть проблемы со здоровьем. В некоторых случаях хорошо использовать ресурсы корпорации - помощь юриста, например.
3. Корпоративная культура
Одной из причин снижения мотивации работников зачастую является то, что они не понимают цели их работы или считают, что эти цели недостаточно значимы.
Все мы существа социальные и осознаем себя через коммуникации с себе подобными. Нам важно получать статус и признание от других людей в коллективе. Позаботьтесь о том, чтобы психологический климат был комфортным. Практика показывает, что для молодых коллективов (до 30-35 лет) важны внерабочие коммуникации - совместные поездки, культурные мероприятия и т.д. (https://cyberleninka.ru/article/n/nematerialnaya-moti.. )
Ряд экспериментов из поведенческой экономики показал, что социальные нормы, связанные с ощущением цели, миссии и гордости от выполняемой работы оказывают долгосрочный положительный эффект, в отличие от денежной мотивации (Д.Ариэли. Предсказуемая иррациональность)
Этим приемом часто пользовались в Google, создавая отдельные рабочие пространства для “избранных” проектов - кристаллизация команды происходит быстрее за счет более высокого статуса по отношению к остальному коллективу ( Э. Шмидт. Как работает Google)
3. Игра
Люди лучше всего работают, когда работа похожа на игру.
В нашей компании мы регулярно запускаем соревнование среди менеджеров. Игра так понравилась, что сотрудники каждый год сами инициируют проведение и дорабатывают правила. Главное, чтобы изначально все условия были прописаны ясно. Игровые приемы мы использовали и при введении изменений в некоторые бизнес-процессы, которые были восприняты руководителями отделов в штыки. Две игровые недели полностью изменили ситуацию.
Впрочем, игра не обязательно должна быть соревнованием.
О том, как и во что лучше играть, мы писали тут
https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_6300
О здоровых коммуникациях в коллективе здесь
https://vk.com/spb_cpb?w=wall-62262331_5724