Для любого человека, каким бы опытным профессионалом и прекрасным специалистом он не был, первый месяц работы на новом месте - это особый период. Он очень важен и для вас, и для той организации, куда вы пришли, поскольку часто бывает, что именно этот первый месяц затем определяет всю дальнейшую вашу судьбу в этой компании или организации.
Стратегию и тактику поведения на этом отрезке времени надо выбирать, исходя из особенностей каждой конкретной структуры, должностных обязанностей и многих других вещей. Но некоторые универсальные советы пригодятся любому, кто поменял работу. И, кстати, будут полезны и начальнику, который хочет помочь своим новым сотрудникам как можно скорее адаптироваться.
Что же необходимо сделать в первый месяц работы?
1. Познакомьтесь с коллективом.
Попросите своего непосредственного начальника представить вас тем людям, с которыми вам предстоит работать, а также основным сотрудникам из других подразделений, с которыми вы будете взаимодействовать. Личный контакт — это очень важно. Он позволит вам быстрее влиться в коллектив и ускорит решение всех важных для вас задач. Это элементарный совет. Но часто из-за нехватки времени об этом пункте забывают и руководители, и сотрудники.
2. Присмотритесь к "коду поведения" новых сослуживцев.
Как они общаются между собой, как одеваются, как пользуются оборудованием, как ведут себя до и после работы, находясь в офисе или на рабочем месте. В первый месяц вам необходимо очень много наблюдать и подстраиваться.
3. Сходите на обед с новыми коллегами.
Если сами не позвали - аккуратно и вежливо напроситесь. Этот опыт поможет вам узнать больше о компании. В том числе о том, что вам никогда не скажет ваш руководитель или сотрудник службы управления персоналом. Кроме того, совместная еда позволит скорее выстроить нормальные и дружеские отношения с сослуживцами.
4. Постарайтесь понять, кто и как принимает решения в организации.
Это происходит благодаря железному тону директора или в результате обсуждения и голосований? Какие факторы влияют на принятие решений? Без этого понимания вы не сможете реализовать свои инициативы в организации, кем бы и где бы вы при этом не работали.
5. Оцените степень собственной свободы.
Постарайтесь понять, насколько много самостоятельности при принятии решений в организации принято предоставлять сотрудникам. Приветствуются ли предложения, поощряется ли участие в жизни смежных отделов подразделений или нет. Если вы, не выяснив это, кинетесь улучшать работу соседних отделов, не успевая решать собственные задачи, от руководства вам светит точно не награда.
6. Узнайте как устроена служебная субординация в этой организации и четко соблюдайте ее.
Есть коллективы, где с начальством спорить нельзя даже в ситуации, когда все вокруг рушится. В других структурах мнения сотрудников, наоборот, всячески приветствуются. Понять, как принято общаться с коллегами и начальством, можно лишь опытным путем. Внимательно следите не только за словами, но и за невербальными проявлениями людей при разговоре и делайте выводы.
7. Объясните подробно всем, зачем вы пришли и чем будете заниматься.
Часто бывает, что не всегда и не всем сотрудникам компании понятно, чем занимается тот или иной специалист. Все понимают, что делает бухгалтер. А SMM-щик? А "менеджер по развитию"? Пиар-директор? Объясняйте также подробно первое время, для чего вы просите людей выполнить ту или иную вашу просьбу или поручение.
8. Постарайтесь сразу взять тот темп работы, с которым собираетесь трудиться в дальнейшем.
Если вы не намерены работать сверхурочно, убиваться на предприятии (в организации) в выходные и жертвовать ради трудовых подвигов частной жизнью, то не вздумайте делать это в первый месяц.
Выкладывайтесь столько, сколько сможете делать всегда. Иногда начальники ждут от новых сотрудников подвигов и побед в течение испытательного срока. Но вы затем сбавите темпы и объем времени на работе, то руководитель и остальные сослуживцы могут сделать из этого вывод, что вы расслабились.
9. Не пытайтесь быть "самым лучшим", "самым душевным" и "самым человечным человеком" с новыми коллегами.
Да, отношения с новыми коллегами наладить нужно. Но не следует быть излишне усердным с одолжениями. Если вы сразу начнете всем помогать, на вас в итоге навесят чужие задачи, объемы и работы. А отказаться от нее уже будет намного тяжелее, чем в самом начале.
10. Не пытайтесь сходу инициировать реформы и революции.
Даже если вам кажется, что многие процессы или действия устроены не так, не кидайтесь все исправлять. И уж тем более не пытайтесь сходу указать на ошибки и просчеты вышестоящим начальникам.
Правила игры в организации, куда вы пришли, сложились задолго до вашего появления. Умно и хитро будет сначала разведать обстановку. Понять, почему те или иные процессы устроены так, как устроены. Почему должности занимают конкретные люди. По каким причинам используется именно это программное обеспечение, оборудование, технологии и так далее. Даже если вы пришли совершить переворот в организации в качестве руководителя (любого уровня), не пытайтесь рвануть с места в светлое будущее на незнакомом автомобиле - сначала освойте его. Наблюдайте, спрашивайте, узнавайте и делайте выводы.
***
В целом помните, что за время вашего испытательного срока проверку проходит и та организация, куда вы пришли - вашу личную проверку. Если после первых недель на новом месте вы будете чувствовать себя некомфортно и поймете, что какие-то правила и принципы компании всерьез противоречат вашим ценностям и стремлениям, то лучше не тратить дальше свое и чужое время и покинуть это место работы.
*
Понравилась статья? Ставь "лайк" и подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые интересные, полезные и необходимые публикации про ТВОИ ДЕНЬГИ.