В 1881 году, 25 октября, в испанском городе Малага родился Пабло Руис-и-Пикассо. Однако, хотелось бы вспомнить, не биографию художника, а интересную историю, с ним косвенно связанную.
По сути своей, весь замес начался из-за того, что один бедный итальянский стекольщик был одержим портретом Джоконды. По словам зацикленного пролетария, она напоминала ему «улыбку его подруги детства». Из-за этой самой улыбки стекольщик и похитил картину, а затем два года любовался ею в гордом одиночестве.
Помимо этого Винченцо Перуджиа (так звали героя) утверждал, что кража этой картины, на самом деле - акт патриотизма в чистом виде. Ведь он вернул эту женщину на ее родину. Этим поступком, по его убеждению, он протестовал против разграбления Наполеоном его родной Италии. Однако патриотизм патриотизмом, но сам по себе денег он не приносит. Поэтому через два года, когда он попытался продать картину, он, естественно попался. Но за те два года, что «Джоконда» отсутствовала на своем привычном месте, во Франции разразилась чуть ли не катастрофа национального масштаба. Вплоть до того, что в ее краже подозревали даже знаменитого поэта Аполлинера.
О том, что "Джоконда" украдена, стало известно 22 августа 1911 года. Утром, когда художник Луи Беру, желавший сделать с нее копию, обнаружил, что на привычном месте она отсутствует. Это его ничуть не смутило. Он даже поостроумничал с охранником в зале: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам». Однако вернувшись к 11 часам, Беру обнаружил, что «Джоконда» так и не вернулась. Он послал охранника к луврскому фотографу узнать, когда тот закончит съемку, но фотограф заявил, что картину не брал. Разразилась паника. Как же так?! Украли «Джоконду»! Прибыл префект полиции Лепин, сопровождаемый главой службы безопасности Арнаром, и шестьюдесятью инспекторами. Целую неделю эта бригада буквально по миллиметру прочесывала музей, заглядывая куда только можно. Но найти «Джоконду» так и не удалось!
Единственной уликой стал отпечаток пальца, оставленный на недавно установленном защитном стекле. Вызвали знаменитого Альфонса Бертильона, чтобы тот мог сравнить оставленный отпечаток с отпечатками 257 сотрудников Лувра. Совпадений не нашли. Никому и в голову не пришло подозревать мастера, который устанавливал стекло. Из-за скандала даже директор Лувра подал в отставку.
СМИ бурлили версиями и активно подключились к поиску. Крайне правые видели в краже призрак заговора сионистов (куда же без них). Одна газета написала, что за всем этим стоит германский император. «Сообщество друзей Лувра» обявило премию в 25 000 франков тому, кто разыщет картину. Газета «Пари-журналь» удвоила сумму. Напрасно. Расследование зашло в тупик.
Одна из журналистских заметок той поры:
«МОНА ЛИЗА» ИСЧЕЗЛА ИЗ ЛУВРА!
Полиция, прибывшая с опозданием, окружает музей — следствие зашло в тупик.
Кража или розыгрыш?
...в глазах публики, даже той, что не слишком образованна, «Мона Лиза» занимает такое положение, которое не может быть оценено только деньгами. Для многих «Мона Лиза» олицетворяет собой Лувр...
Нет ничего удивительного в том, что все были огорошены, когда город... внезапно услышал невероятную новость: «Исчезла «Мона Лиза»! «Мона Лиза» украдена!»
В Лувре, как это легко себе представить, чрезвычайно взволнованы, почти в панике... Начальник охраны, неожиданно увидевший, что «Моны Лизы» нет на стене Квадратного зала, где обычно висела эта картина, поднял тревогу. Что случилось с картиной?...»
Надо сказать, что это похищение сделало «Джоконде» прекрасный пиар. В Лувр выстраивались очереди, даже просто для того, чтобы увидеть пустующее место. В парижских кабаре девушки отплясывали, одев на лица маску «Моны Лизы». Посвященная «Джоконде» песня имела огромный успех. Пожалуй, именно тогда «Мона Лиза» становится той легендарной особой, какой мы знаем ее сегодня. То есть она была известно картиной до того, но не культовой.
Неожиданно появляется новость, как гром среди ясного неба: 7 сентября полиция производит обыск в квартире у поэта Гийома Аполлинера, и он вскоре станет постояльцем тюрьмы «Санте». Он – похититель Джоконды? Ну, это уж фарс какой-то. Правда, несколько лет назад он был связан с кем-то, кто что-то там, в Лувре, украл. Тем более фейс у него такой, что вы бы тоже наверняка что-то заподозрили.
На самом деле, кроме своей физиономии Аполлинер подкинул общественности поводов его подозревать. Он ненавидел музеи как класс и не стал упускать случай, чтобы уколоть их словесно. В журнале «L'Intransigeant» на следующий день после кражи он написал следующее:
«Мона Лиза» была так прекрасна, что ее совершенство казалось великим даром.
Не много есть работ, о которых можно было бы так сказать... Но что мы скажем о тех, кто «охраняет ворота Лувра»? Картины, даже самые маленькие, не прикреплены к стенам замками, так, как это сделано во многих музеях за границей. Более того, смотрители не получали инструкций о том, как спасать картины в случае пожара... Все это можно назвать беззаботностью, небрежностью, равнодушием...»
Кроме этого где-то в 1904 году Аполлинер связался со странным типом – вором и патологическим лжецом бельгийцем Жери Пьерэ, которого он сделал своим секретарем. Этот Пьерэ любил очень своеобразное веселье. Порой, отправляясь на прогулку, он спрашивал знакомых: "Иду в Лувр. Вам взять чего нибудь?" Этот вопрос привыкли понимать так, что он собирается в «Дю Лувр», крупном универмаге на улице Риволи, который парижане часто попросту называли «Лувр». Но однажды вечером вернулся в квартиру Аполлинера с двумя каменными иберийскими головками. Будучи довольным собой, он заявил, что они и в самом деле из Лувра — из музея, при этом многозначительно подмигивая.
Привыкшая к балабольству и вранью Пьерэ, богема Монмартра только посмеялась. Мол, ну ты отмочил, чувак, ха-ха, из Лувра, ага. Когда он, как обычно, заявил, что нуждается в деньгах и предложил продать статуэтки, их купил Пикассо. Он вообще любил вдохновляться плодами народного творчества Испании в своих работах. Он тоже поугарал над историей про Лувр и на какое-то время убрал головы в шкаф. В 1907 году он как раз приступил к работе над «Авиньонскими девицами и вспомнил о них. Теперь всякий, кто видел картину может легко узнать позаимствованные Пьере головы. Их уши уж точно)
После того, как в прессе появились объявления о наградах, в "Пари-журналь" пришло анонимное письмо. Некий человек утверждал, что он ранее приобрел несколько финикийских статуэток из Лувра и теперь готов их вернуть за вознаграждение. Газета разразилась ответной заметкой о том, что она обещала лишь дать деньги за возвращение "Моны Лизы", а не выкупать все украденное в Лувре. Тем не менее, она направила своего корреспондента навстречу с анонимом. Журналист описал его как "молодого человека, двадцати до двадцати пяти лет, у которого хорошие манеры, несомненно, с налетом «американизма», его лицо, его вид и поведение показывают одновременно и доброе сердце, и отсутствие каких бы то ни было колебаний".
Прочитав статью, Аполлинер покрылся холодным потом. Ведь и правда, в ранее Пьерэ и ему продал финикийские примитивные статуэтки, предположительно украденные в Лувре. Да еще и заявил: «Я их спер в Лувре, но это ерунда, они там никак не охранялись». Про реакцию на эти его пассажи я уже рассказывал выше.
Одним словом, и у поэта, и у художника эти лурвские статуэтки хранились до сих пор. Но что с ними делать? Тем более, в Лувре после проведенной после кражи «Джоконды» инвентаризации, заявили, что вместе с картиной исчезли еще порядка ста экспонатов. Оба «скупщика краденого» встретились, все обсудили и сначала решили выбросить статуэтки в Сену. Но Аполлинер, который руководил всей этой «операцией», никак не мог решиться расстаться с добром. Затем, 6 сентября, он анонимно отправил эти статуэтки в «Пари-Журналь», в котором работал искусствоведом его друг Андре Салмон. Газета передала их в Лувр. Но полиция быстро раскрутила это дело и вышла на Аполлинера, провела у него дома обыск, а затем, 7 сентября, арестовала и отправила в «Санте». Неужели судья Дриу и вправду думал, что «Джоконда» у Аполлинера? Наверное, нет. Просто за неимением лучшего он хотел его обвинить в сокрытии краденых статуэток. Однако, слишком велик был шум из-за ареста поэта, и 12 сентября Дриу освободил его из-под стражи.
Расследование опять оказалось в тупике. Было ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Один продавец итальянского искусства получает письмо от некоего Винченцо Леонарда, который предлагает купить у него «Джоконду». Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину, и что же видят продавец с директором? Подлинник да Винчи! Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.
В общем, это похищение походило на какую-то детскую игру. В понедельник, 21 августа, в день, когда Лувр был закрыт, он незаметно прошел в музей вместе с остальными работниками. Затем пошел в зал «Каррэ», где висела картина, снял ее и в укромном уголке извлек из рамы. Никто не обратил на него никакого внимания. Он свободно ходил по музею. Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик резал свои стекла, он принялся за свою обычную работу. Когда кража была обнаружена, его допросил инспектор, не подозревающий, что этот скромный работник и есть похититель. В течение целых двух лет Перуджиа молчал о «Джоконде» как рыба. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции.
Его приговорили всего лишь к одному году тюрьмы. Но он не отсидел и того. Через несколько месяцев Перуджиа уже был на свободе. А многие итальянцы искренне восторгались им, считая национальным героем. Международная обстановка была накалена, но Италия все же передала «Джоконду» в Лувр. 4 января 1914 года «Мона Лиза» повисла на своем привычном крючке.
Нравятся наши перлы - ставь лайк, подписывайся) Еще у нас есть паблик в ВК - https://vk.com/netip_ist. Там еще больше, нетипичней и разнообразней.
Комментарии