1454 год. Всего с десяток лет назад Иоганн Гуттенберг совершил прорыв в развитии мировой цивилизации – создал способ книгопечатания подвижными литерами. И вот теперь, окрыленные открывающимися перспективами, книготорговцы собираются на одной из площадей Франкфурта-на-Майне, дабы покупать и продавать настоящие, печатные, книги. Пройдет 500 лет, и их маленький книжный рынок разрастется в самый большой на планете – Франкфуртскую международную книжную ярмарку.
В 2018 году книжная ярмарка во Франкфурте в ее современном формате стала юбилейной – 70-й. Однако организаторы не обратили на это никакого внимания – непривычный факт для русского сознания, которое отметило бы дату с размахом: обязательно выпустило бы соответствующую рекламу, запустило программу праздничных скидок, пригласило бы Монеточку или Гречку. Впрочем, это не единственное различие между отечественными книжными выставками и салоном во Франкфурте. Если главная цель всех российских книжных ярмарок, по сути, одна – продажи, то немецкая выставка – это скорее такой книжный Comic-Con – фестиваль книги, с бесчисленными ивентами, общением, демонстрацией технологий, косплей-вечеринками, охватывающими весь Франкфурт. В эти дни город традиционно живет в блаженной лихорадке, а по улицам прогуливаются галлюцинации - ожившие персонажи книг.
Хотя дело тут еще и в масштабе: даже взятые вместе ММКВЯ, «Нон-фикшн» и книжный фестиваль «Красная площадь»* все равно значительно уступят Франкфурту: здесь было представлено 7300 (!) издательств из 110 стран мира и около полумиллиона наименований книг. Что же касается площади выставочного комплекса, то это вообще какая-то фантастика: она составляет 367 тыс. кв. м – то есть почти 16 «красных площадей».
Итак, что же предлагал библиофилам главный книжный фестиваль мира, прошедший во Франкфурте с 10 по 14 октября? Увы, российские СМИ освещали его крайне неохотно, явно сдав позиции украинским изданиям. Но пусть об этом волнуются политики, а наша задача – волноваться о книгах. Сегодня собрали для вас несколько интересных трендов и тем Франкфуртской книжной ярмарки-2018.
*Три крупных книжных фестиваля в России: Московская международная книжная выставка-ярмарка (ближайшая - 4 – 8 сентября 2019 г), книжный фестиваль на Красной площади (ближайший – начало июня 2019 г) и ярмарка интеллектуальной литературы «Нон-фикшн» (ближайшая - 28 ноября – 2 декабря 2018 г).
ა, ბ, გ
В этом году условные границы выставки протянулись от ЮАР до Фарерских островов по вертикали и от Китая до США по горизонтали, а традиционный почетный гость залег где-то в центре. Им стала Грузия - настоящее открытие выставки. Грузины привезли целую плеяду авторов и книг: от выложенного драгоценными камнями издания поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели до прозы современного гей-писателя Зуры Абашидзе. А особое внимание публики заслужили дегустация вина, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд и ретроспектива грузинского кино.
Однако не «Хванчкара» и не драгоценный «Витязь» стали объектами всеобщей симпатии – им стал сам грузинский стенд, главным мотивом которого выступил национальный алфавит. Каждый смельчак мог потренироваться в написании грузинских букв по образцу на специальных стелах.
Завершилась грузинская программа тоже впечатляюще: пронзительным исполнением песни «Сулико» делегацию страны проводили немецкоговорящие сотрудники выставки, добросовестно разучившие текст.
В следующем году, по решению руководства ярмарки, особый почет решено оказать Норвегии.
Книжное кабельное
Пока рынок электронной книги топчется на месте, рынок аудиокниги неудержимо рвется вперед – ему-то и была уделена львиная доля внимания посетителей Франкфуртской ярмарки. Как в очередной раз показала статистика, расцвет сейчас переживает своеобразное «книжное кабельное» – платные сервисы стриминга аудиокниг. Netflix’ом среди них можно назвать сервис Audible, одну из старейших «книгозаписывающих компаний» США, представившую свою продукцию во Франкфурте.
Если говорить о России, то у нас дело тоже движется. По данным франкфуртской презентации компании «Аудиокнига», только за этот год рынок российских аудиокниг увеличился вдвое – и это лишь начало.
Голографическая певица
Лейтмотивом ярмарки во Франкфурте, как, собственно, и любой книжной ярмарки наших дней, стало использование в арт- и издательских проектах искусственного интеллекта и технологий дополненной реальности. Одним из самых впечатляющих событий в этой области можно считать выступление в павильоне THE ARTS+, посвященном искусству и из года в год органично вписывающемся в общую программу ярмарки, голографической поп-звезды. Девушку зовут Майя Кодес, и ее внешность, равно как и ее голос никогда не существовали в реальности – их творцом стала канадская компания Neweb Labs, занимающаяся разработкой голограмм.
Ликвидатор безграмотности
Что касается искусственного интеллекта, компания из Германии Papyrus продемонстрировала на ярмарке специальную программу на основе AI (англ. artificial intelligence), которая наконец-то должна помочь самиздат-ресурсам разобраться с некачественными текстами. Программа ищет в тексте ошибки, тавтологию, следит за логикой сюжета и взаимоотношениями героев – иными словами, вычитывает и редактирует книги, значительно улучшая их качество.
В прошлом году в Германии по модели Books on Demandсамиздатом была издана каждая третья книга, да и в целом в мире развитие самиздат-ресурсов – одна из ведущих тенденций. Посему будем надеяться, что подобные разработки на базе AI скоро затронут и проблему плагиата, которой не избежал даже такой гигант селф-паблишинга, как Amazon.
Порноискусство
Эротическая и порнографическая фотография, бондаж, странные культы, эстетика субкультур и даже уфология. Все, что вызывает неоднозначное отношение в нашем обществе, тоже имеет право на существование, а социальная стигма и табу неотрывно связаны с искусством.
Именно поэтому издательствам, работающим в области контркультуры, таким, как, например, Goliath и Konkursbuch, ежегодно находится законное место на франкфуртской выставке. И, кстати, за ее пределами тоже – так, в этот раз издательство Konkursbuch предлагало участникам ярмарки посетить перформанс с живой музыкой, элементами бурлеска и книжных чтений Love Bites, который проводился в городской опере.
Ladies, Wine & a bit of Design
Лишь небольшой процент креативных директоров в мире – женщины, в основном же эта должность занимают мужчины. Американка Джессика Уолш, дизайнер и арт-директор из списка Forbes «30 креативных дизайнеров будущего моложе 30 лет» (среди ее клиентов - Музей современного искусства, Jay-Z, Snapchat, Barneys, The New York Times, Levi's и Adobe), решила, что пора исправить эту ситуацию. Так появился проект Ladies, Wine & Design, призванный помочь изменить отношение к женщинам в мире медиа посредством тренингов и творческих встреч. Менее чем за два года инициатива охватила 200 городов по всему миру. Стенд Ladies, Wine & Design стал одним из главных феминистских проектов выставки.
«Красное колесо»
Что касается российского участия в выставке и традиционной вечеринки Russian Publishers Party, которую русские издатели проводят во Франкфурте каждый год, тут вспоминали Александра Солженицына, со дня рождения которого в 2018-м году исполнилось 100 лет. Специально к этой дате иллюстратор фантастических книг Андрей Ферез отрисовал короткометражный фильм «Красное колесо», посвященный мировоззрению писателя (внимание – английский!).
В следующем году Франкфуртская книжная ярмарка пройдет с 16 по 20 октября.
Автор: Margarita Terekhova специально для HYPE.RU