Найти в Дзене
Geoenergetics.ru

Энергетическая война: Эстония

Большой феномен маленького государства. Для того, чтобы оценить темп развития экономики любой страны есть очень простой и достаточно объективный показатель – нужно просто посмотреть на статистику потребления электроэнергии. Конечно, в разных странах такие данные не всегда централизованы – к примеру, в странах Евросоюза стараются уйти от единого диспетчерского управления энергетической системы, там таким образом «для блага потребителей борются с монополизацией и повышают конкурентность рынка». Тогда статистику приходится искать на сайтах министерств энергетики, где она зачастую дается исключительно на национальных языках, но в России таких проблем точно нет. Несмотря на реформы Единой Энергетической Системы (ЕЭС), проведенные в нулевых годах Анатолием Чубайсом, государство сохранило полный контроль над Системным Оператором (СО). СО – это «реформированное» название центрального диспетчерского управления времен СССР, которое ведало, в числе прочего, всеми перетоками между региональными

Большой феномен маленького государства.

Для того, чтобы оценить темп развития экономики любой страны есть очень простой и достаточно объективный показатель – нужно просто посмотреть на статистику потребления электроэнергии. Конечно, в разных странах такие данные не всегда централизованы – к примеру, в странах Евросоюза стараются уйти от единого диспетчерского управления энергетической системы, там таким образом «для блага потребителей борются с монополизацией и повышают конкурентность рынка». Тогда статистику приходится искать на сайтах министерств энергетики, где она зачастую дается исключительно на национальных языках, но в России таких проблем точно нет.

Несмотря на реформы Единой Энергетической Системы (ЕЭС), проведенные в нулевых годах Анатолием Чубайсом, государство сохранило полный контроль над Системным Оператором (СО). СО – это «реформированное» название центрального диспетчерского управления времен СССР, которое ведало, в числе прочего, всеми перетоками между региональными энергетическими системами.

Отчеты Системного Оператора ЕЭС России

Статистические данные СО – лучший из имеющихся индикаторов состояния не только энергетики, но и экономики России, тем более, что даны они по каждому региону отдельно. Логика в этом случае проста: если в регионе растет потребление электроэнергии – значит, здесь открываются новые предприятия, растет количество населения. Если потребление электроэнергии падает – значит, в регионе нарастает депрессия, закрываются предприятия, идет отток населения. Для того, чтобы оценить, имеется ли влияние на экономику России дискриминационные меры со стороны «наших западных партнеров» или многочисленные правительственные программы развития справляются с этим давлением – изучаем статистику СО, начиная с 2014 года. Очень удобно, объективно и достаточно быстро. Но такой анализ – не в этот раз, в этой статье хочется оценить, соответствуют ли истине многочисленные заявления европейских политиков и СМИ об «энергетическом доминировании России в Европе». Данные СО позволяют сделать и это – на основании данных о перетоках между энергетическими системами России и стран, которые одновременно входят в состав ЕС и в состав ЕЭС СССР.

Нет, это не описка – в политике происходили самые драматические изменения, возникали новые государственные границы, новые страны с новыми валютами, а линии энергопередачи про все это «не знали». Столбы как стояли, так и стоят, электричество в проводах и в трансформаторах подстанций как гудело, так и гудит.  Созданное стараниями Глеба Кржижановского и его Энергетического Института инженерное чудо – а ЕЭС СССР это именно чудо, другое слово не подобрать – настолько продуманно, настолько выгодно с экономической точки зрения для всех участников, что вот уже 27 лет никакой ЕС не способен предложить странам Прибалтики ничего более разумного, более рационального. Да, часть северо-западного региона ЕЭС СССР в угоду политикам получила звонкое наименование «энергетическое кольцо БРЭЛЛ» (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), но для энергетики это ничего не изменило. Столбы стоят, подстанции гудят, электроны бегают. С технической точки зрения частью БРЭЛЛ можно считать еще и Финляндию – вставка постоянного тока, построенная под Выборгом еще в 70-е годы прошлого века, продолжает надежно обеспечивать перетоки между двумя несинхронизированными энергетическими системами, повышая их надежность.

Впрочем, технические подробности тоже отложим пока в сторонку, в этот раз чуть больше про тему, которая претендует на вечность – про энергетическую войну, начавшуюся вот уже почти сто лет тому как. Западные политики, рассуждающие об энергетической зависимости Европы от России, говорят о ней же, об энергетической войне, хотя и используют совершенно другие слова. Если Россия действительно доминирует в энергетической отрасли Европы – для нас с вами это хорошо, это значит, что перевес в войне на нашей стороне. У энергетической войны много «фронтов», рассматривая только «газовый», мы не получим полного охвата сложившейся ситуации. Статистические данные СО позволяют в считанные минуты оценить участок «электроэнергетического фронта» на прибалтийском участке. Если перетоки идут из России в прибалтийские государства – все нормально, фиксируем их зависимость, причем не на словах, а в киловатт*часах поставляемой электроэнергии. Почему вдруг речь о Прибалтике? В силу уникальности случая – энергетические системы государств, входящих в состав ЕС, остаются частями ЕЭС СССР, которая в этом «уголке России» сохранилась в первоначальном виде – каждая буква аббревиатуры названия энергокольца БРЭЛЛ для ЕЭС СССР как была «советской социалистической республикой», так ею и остается. «В миру» это Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва, независимые государства с рыночной экономикой, а внутри «энергетической Вселенной» – БССР, РСФСР, ЭССР, ЛатССР и ЛитССР. Эдакий мамонт, доживший до наших дней – тем и интересен. Впрочем, что тут рассуждать, давайте познакомимся с цифрами – они куда как более объективны, чем любые слова любых политиков.

Продолжение статьи на Геоэнергетика.ru

Автор: Борис Марцинкевич

-2