Уже в Средние века в Европе стало большой проблемой резко возросшее население и отсутствие лишних земель. Между прочим, до тех времен в Европе очень даже мыться любили и бань хватало, даже веники для бань были известны. Но после того, как большинство лесов свели, дрова стали крайне дороги. Так что с мытьем пришлось завязывать, кстати, потому в европейской кухне считается нормальным обедать бутербродами – с тех пор пошло, когда даже хворост не всегда имелся в наличии.
Проблему перенаселения сняли на некоторое время эпидемии чумы и опустошительные войны, вроде Столетней, потом население потянулось заморские в колонии.
Впрочем, полностью проблему с продовольствием это не решало, поля родили скудно. Спасти могли удобрения. Завозить гуано из тропических стран стали только в 19 веке, а до того, в ход шел навоз.
Беда была в том, что навоза в некоторых местах было много (особенно в городах, где в те времена его золотари бочками вывозили, свиноводство и молочное животноводство тоже к городам тяготело), а в других мало. Особенно плохо с навозом было в густо населенных растениеводческих районах. Наделы маленькие, корову пасти особо негде. Где удобрение взять? Вон, у китайцев в старые времена хорошим тоном было гостям опростаться на участке хозяев. Но каждый день гостей зазывать все же не выход, больше на угощение потратишься.
Спрос рождает предложение и 17 веке навоз стал одном из массовых грузов в европейских перевозках. Возили в основном на судах – морских и речных, дорог было еще мало, да и золотое стало бы удобрение - на телегах за сотни верст возить.
Для перевозки навоз собирали, высушивали на солнце и засыпали в мешки или корзины. Так вести было выгоднее, потому как вес изрядно уменьшался.
Но с началом перевозок столь специфического продукта заметили – некоторые суда пропадают с концами. Вышло из порта и поминай как знали. А пиратам «мягкая медь» вроде ни к чему.
Все оказалось просто. Для большей вместимости сухой навоз грузили в трюм без разбора под самый верх, тем более, что груз легкий, а другие товары вместе с ним обычно отправлять желающих не было.
Просачивавшаяся в нижние твиндеки вода входила в соприкосновение с навозом. Начинался процесс ферментации, сопровождавшийся выделением горючего газа, который скапливался в трюме. Потом было достаточно зайти в трюм с горящей лампой, чтобы корабль взлетел на воздух или как минимум загорелся. Потушить было проблематично – навоз горит хорошо.
Причину пропажи судов в конце концов выяснили, начав предпринимать меры безопасности. Мешки с удобрением стали поднимать на настилы, а в хорошую погоду открывать люки в трюм, чтобы газ выветрился.
А еще тюки с сухим навозом стали маркировать такой фразой:
Ship
High
In
Transit
Короче говоря – на дно грузить нельзя.
Если прочитать начальные буквы по вертикали, то получится очень популярное английское, а особенно американское ругательство, без которого не обходится нынче ни один голливудский боевик.
Если статья понравилась, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал