Найти тему
ЦДУ ТЭК

Серьезные амбиции ямальского СПГ

Оглавление

Переработке нефти и газа в РФ придается особое значение. Компании, представляющие нефтяную промышленность России, все чаще обращают внимание не только на улучшение показателей нефтяной отрасли, но и на использование газового конденсата, как дополнительного источника доходов. В этой связи «Ямал СПГ» (проект «НОВАТЭКа») обозначил еще одну значительную веху в своем развитии – 21 июля на второй технологической линии завода была получена первая продукция, партию которой уже 9 августа загрузили в танкер-газовоз «Псков» грузовместимостью 170,2 тыс. кубометров.

Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон и временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Артюхов произвели запуск в эксплуатацию «Ямала СПГ-2», нажав на символическую кнопку. В торжественной церемонии также приняли участие министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин и первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер.

Этапы пути

История проекта «Ямал СПГ» началась 7 апреля 2005 года с создания акционерного общества с одноименным названием. Уже в июле 2005 года на новую компанию была переоформлена лицензия на освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, которая ранее принадлежала «Тамбейнефтегазу». Согласно распоряжению правительства РФ № 1713‑р от 11 октября 2010 года, был принят комплексный план развития производства сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал. Это послужило толчком к проведению подготовительных мероприятий для масштабного строительства. Через три года, 18 декабря 2013 года, компания «НОВАТЭК», ставшая к тому времени оператором проекта, сообщила, что советом директоров принято окончательное инвестиционное решение. Стали заключаться договора и контракты на поставку оборудования и технологий, в Сабетте началась гигантская стройка. Первоначально планировалось запустить первую очередь завода по производству СПГ в конце 2018 года. Но благодаря ударным темпам проведения работ это удалось осуществить на год раньше. 8 декабря 2017 года президент РФ Владимир Путин дал команду на загрузку танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» первой партией топлива, произведенного на заводе «Ямал СПГ».

На сегодняшний день уже отгружено 3,5 млн т сжиженного газа, которые составили 47 танкерных партий.

Поставки СПГ становятся трендом на глобальном рынке энергоносителей, поэтому неслучайно, что проект на Ямале поддерживают на всех уровнях.

«Сабетта — это комплексный проект, который потребует участия предприятий из разных отраслей нашей промышленности», — отмечал Владимир Путин еще в 2011 году.

С опережением графика

Ввод в эксплуатацию второй технологической линии завода «Ямал СПГ» поначалу предполагался в ноябре 2018 года. Обычно запуск таких больших объектов, считают эксперты, производится с большой задержкой. Как оказалось, эта история не о проекте «НОВАТЭКа», который реализуется в рекордные сроки с опережением графика минимум на три месяца. При этом, понимая значимость объекта, строители укладываются в рамки запланированного бюджета.

«С учетом опыта первой технологической линии, строительство и пусконаладка второй сделаны в более сжатые сроки, с опережением запланированного графика. Первый СПГ на второй линии был получен 21 июля, за 8,5 суток с момента подачи сырьевого газа. В настоящее время производство ведется в плановом режиме на номинальной мощности, произведено уже более 250 тыс. т СПГ», — дал детальную характеристику объекта генеральный директор «Ямал СПГ» Евгений Кот.

Инвестиции в проект оцениваются в $27 миллиардов. Акционерами «Ямал СПГ» являются: «НОВАТЭК» — 50,1%, французская Total и китайская CNPC — по 20%, китайский инвестиционный фонд Silk Road Fund — 9,9%.

Предполагалось, что на заводе будут построены три технологические линии по сжижению по 5,5 млн т СПГ в год каждая. Запуск второй очереди дал повод аналитикам газового рынка говорить о «Ямале СПГ», как о проекте мирового масштаба, поскольку 11 млн т продукции в год, составляющие совокупную мощность двух линий, занимают 3,5% от мирового рынка СПГ. «Проект становится значимым на мировой карте СПГ-индустрии, — отметил в своем выступлении на торжественной церемонии в Сабетте глава ‘‘НОВАТЭКа’’ Леонид Михельсон. — Наша стратегическая цель — к 2030 году производить 55–60 млн т СПГ в год».

Четвертая линия

Ободренные успехом, руководители компании и акционеры утверждают, что также раньше на полгода от запланированного срока введут в эксплуатацию третью линию. Более того, уже решен вопрос по поводу четвертой очереди завода. Банки подтвердили свою заинтересованность в «Ямал СПГ-4», одобрив предоставление кредитов для строительства.

На четвертой технологической линии «НОВАТЭК» планирует применить собственную технологию сжижения «Арктический каскад». Патент на нее компания получила в марте 2018 года. Процесс сжижения, состоящий из двух этапов, по мнению специалистов, обеспечивает высокую энергоэффективность за счет максимального использования арктического климата и упрощает технологический процесс. При этом технология рассчитана на использование российского оборудования, что существенно снизит капитальные затраты. По предварительным расчетам, мощность четвертой очереди составит 900–940 тыс. т СПГ в год. Таким образом, по словам главы «НОВАТЭКа», «Арктический каскад» будет опробован и его впоследствии применят на проекте «Арктик СПГ-2», за счет чего планируется снизить капитальные затраты на 30% по сравнению с «Ямал СПГ».

Компания определилась с поставщиками оборудования для четвертой линии, большинство заказов с российскими предприятиями уже заключены. Главный газоперекачивающий агрегат будет произведен на «Казанькомпрессормаше» в Татарстане, криогенный теплообменник изготовит «Криогенмаш» (Московская область), испарители и криогенные насосы — «Атомэнергомаш» (Московская область, входит в «Росатом»), криогенный детандер — Роскосмос (Воронежская область). Прочее необходимое оборудование поставят производственные компании из Татарстана, Московской, Ульяновской, Курганской, Свердловской, Челябинской, Воронежской и Ленинградской областей.

Благоприятная ситуация

Эксперты посчитали, что досрочный пуск в эксплуатацию второй очереди и планируемое раньше срока производство на третьей линии смогут дать дополнительно 8 млн т СПГ, то есть возможный доход от реализации этого объема составит $4 миллиарда. Это должно сыграть на руку «НОВАТЭКу», который уже к середине 2019 года планирует утвердить инвестиционное решение по следующему проекту — «Арктик СПГ-2», интерес к которому проявляют Saudi Aramco (Саудовская Аравия), Kogas (Республика Корея), компании из Японии и Китая.

К настоящему времени на рынке сложилась благоприятная конъюнктура для производителей СПГ. Из-за задержки запуска в эксплуатацию нескольких СПГ-проектов в США и Австралии цены на сжиженный природный газ установили достаточно высокую для летнего сезона планку. Этому способствует КНР, которая второй год подряд наращивает импорт СПГ — с января по июль 2018 года он вырос на 48%. Аналитики утверждают, что по итогам года закупки сжиженного газа Китаем могут вырасти по сравнению с 2017 годом на 18–20 млн т (до 56–58 млн т).

Несмотря на развитие СПГ-индустрии в Австралии (на 2018–2019 годы анонсирован ввод в эксплуатацию нескольких заводов по производству сжиженного природного газа), Катаре (заявлено расширение мощностей до 100 млн т в год), США (к 2025 году экспорт американского СПГ может составить 86 млн т, к 2040 году — 115 млн т) мировые потребности в сжиженном газе растут на 4% в год, что, по мнению экспертов, к 2023 году может привести к дефициту мощностей для производства СПГ. А значит, сама ситуация подсказывает, что сейчас самое время наращивать производство, закрепить за собой нишу на мировом рынке, пока ее не заняли конкуренты. Это прекрасно понимают в «НОВАТЭКе».

Развивая регион

«Завод ‘‘Ямал СПГ’’ — очень значимый объект, в том числе и для всей страны. Компания всегда внимательно относится к социальным вопросам, которые реализуются в округе», — такими словами охарактеризовал проект «НОВАТЭКа» врио губернатора Ямало-Ненецкого автономного круга (ЯНАО) Дмитрий Артюхов. Посыл губернатора, которого назначили на должность только в конце мая 2018 года, понятен — ему нужно выстраивать отношения с руководителями крупных компаний, ведущих разработку месторождений на территории округа.

Главе ЯНАО, похоже, это удается. После торжественной церемонии запуска «Ямала СПГ-2» Дмитрий Артюхов провел встречу с председателем правления «НОВАТЭКа» Леонидом Михельсоном, в ходе которой стороны заключили дополнительное соглашение о сотрудничестве в целях социально-экономического развития Ямала. Подписанный документ закрепил поддержку коренных народов Севера, содействие развитию детского спорта и финансирование мероприятий и учреждений в сфере дошкольного образования Тазовского района. В рамках соглашения «НОВАТЭК» обязуется перечислить средства, которые направят на улучшение жизни жителей тундры.

Через льды и торосы

Производство СПГ — это только полдела. Важно вовремя, согласно прописанным в контракте срокам, доставить продукцию заказчику. Потому без развития транспортной составляющей на Ямале не обойтись. Сейчас поставками произведенного на заводе СПГ занимаются пять танкеров: «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке», «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль». Эти суда были построены на верфях Республики Корея. Всего там заказали 15 газовозов. Имеются еще три танкера — Clean Planet, Yenisei river и Lena river. Но у них меньшая грузовместимость, для них требуется ледокольное сопровождение.

Как бы то ни было, учитывая ввод новых мощностей и дальнейшее развитие «Ямала СПГ» и «Арктик СПГ», этого мало. «НОВАТЭК» уже заявил о намерениях заказать 15 танкеров арктического класса на строящейся в Приморском крае верфи «Звезда» (проект «Роснефти»). В компании понимают, что транспортная проблема может затормозить развитие СПГ-проектов на Ямале, поскольку без организации своевременной доставки продукции заказчикам заводы сложно будет вывести на проектную мощность. В этой связи «НОВАТЭКу» важно показать, что Северный морской путь (СПМ) является стабильным рабочим маршрутом.

Компания и правительство Камчатки договорились создать на территории края хаб по доставке СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В договоре о сотрудничестве, который стороны заключили в октябре 2017 года, отмечено, что планируемая мощность терминала — 20 млн т сжиженного газа в год, в перспективе она может быть увеличена до 40 млн тонн. Запуск терминала запланирован на 2022 год. Проект получит статус резидента местной территории опережающего развития (ТОР). Еще один терминал по перевалке СПГ «НОВАТЭК» планирует построить в Мурманске. Эти два проекта сейчас прорабатываются в правительстве РФ на предмет предоставления государственной поддержки.

Развитие СПГ-индустрии на Ямале, считает глава комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, должно загрузить главную транспортную ветку Арктики — Северный морской путь. Это будет способствовать укреплению экономики не только региона, но всей страны.