Путь по истокам современных районов Екатеринбурга приводит на Юго-запад: родину свердловских многоэтажек и гаргантюанских лозунгов на крышах домов.
Один из самых новых и самых зеленых районов города проектировался и строился во времена расцвета развитого социализма. Это эталон позднесоветской градостроительной идеи. Это Юго-запад.
Первые трамваи
На этом плане города 1947 года район отсутствует в принципе. На его месте добывают торф из Московского (до революции — Симоновского) торфяника. На плане видны побеги улиц Шаумяна и Амундсена, отходящие от улицы Щорса. Район окружает дуга улицы Волгоградской (на плане — Сталинградская). С этого треугольника и начался Юго-запад в послевоенные годы.
В 1960-е начал застраиваться треугольник между улицами Московской, Гурзуфской и Посадской. Застройка велась пятиэтажными хрущевками.
В 1964 году в район стали ходить автобусы, а в 1966 году — троллейбусы. В 1973-м на Юго-запад пришел первый трамвай. Конечная остановка была на кольце у Волгоградской и уже тогда называлась «Медгородок», хотя самого медгородка рядом еще не было.
Район застраивался в течении 1970-х годов. Застройка велась типовыми панельными домами, но при этом Юго-западу по праву принадлежало лидерство по высотному строительству в Свердловске. Здесь в конце 1969-го года были сданы первые панельные 9-этажки в городе: дома № 21 и 33 на ул. Серафимы Дерябиной. Первая панельная 12-этажка также расположена на Юго-западе по адресу Волгоградская, 200 — как раз рядом с трамвайным кольцом. Первый 16-этажный дом — на улице Ясная, 28.
Справедливости ради надо напомнить что гостиница «Исеть» (10 этажей) и комбинат НКВД на 8 Марта (11 этажей) были построены еще в 1930-х.
В конце 70-х в районе строится и становится новой «одинаркой» Свердловска объездная дорога (ул. Онуфриева), появляется четкая граница между городом и лесом. Район Юго-Западный проектируется и строится в условиях развитого социализма — идея района подчинена максимальной функциональности, но он снабжается элементами инфраструктуры. Таким образом, в районе заложено несколько объектов бытового и культурного обслуживания граждан.
Кинотеатр «Буревестник»
Кинотеатр на Белореченской, 28а являлся важной культурной точкой Юго-Запада, распространив свое название на весь квартал вокруг себя.
Постперестроечная судьба кинотеатра похожа на судьбы многих других подобных кинотеатров — в начале 2000-х он был реконструирован в торговый центр. Современный «Буревестник» надстроен на два этажа, отделан модным синим стеклом. К чести его владельцев, название здания сохранилось.
Дом науки и техники
Сегодня малопримечательное, увешанное рекламой здание в сквере напротив парка Чкалова больше известно, как кинотеатр «Премьер-зал на Юго-Западе». Мало кто знает, что здесь до сих пор функционирует Дом науки и техники.
Он был основан еще в 1935 году и должен был служить популяризации научно-технического прогресса. За свою долгую историю Дом науки и техники сменил множество помещений: центральный корпус УПИ, дом Промышленности, дом Крестьянина. К 250-летию города было решено построить для него собственное здание.
Первая площадка, которая была выбрана для строительства Дома — парк ХХ партсъезда. Здание было запроектировано как своеобразная входная группа в парк — два корпуса соединял между собой надземный переход, образующий входную арку.
Ленинградским институтом «Ленгипротеатр» был разработан индивидуальный проект, однако ввиду неких перипетий (возможно, удаленности проектировщиков и интриг местных архитекторов) площадка для строительства в последний момент была изменена. Дом науки и техники переехал в тогда еще строящийся Юго-западный район.
«... В новом Доме техники два больших зала для заседаний, четыре учебных аудитории, помещения для кабинетов и лабораторий. Здесь рабочие, инженеры и ученые смогут знакомиться с достижениями прогресса, повышать свою квалификацию, обмениваться опытом работы. Здесь будут учиться рационализаторы, изобретатели, патентоведы», — писали свердловские газеты.
Открывал новое здание дома техники первый секретарь обкома КПСС Борис Ельцин.
Магазины и торговые павильоны
Помимо культурных учреждений в Юго-западном микрорайоне спроектировано множество вставок и пристроек для бытового обслуживания населения.
Это были продуктовые и хозяйственные магазины, выполненные в минималистичных, местами космических формах советского модернизма. Большая часть из них является торговыми точками и сегодня.
Медицинский кластер
По Генплану 1971 года, в городе должно было появиться два крупных медицинских кластера. Один из них предполагался в районе Юго-Западного района. Здесь расположилась областная больница № 1.
Для медгородка была зарезервирована территория в квартале Ясной, Бардина и Волгоградской. Часть территории до сих пор покрывает сосновый лес. В ноябре 1988 года неподалеку был открыт открыт филиал Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза». Специально для него был построен комплекс зданий с космическим благоустройством.
Парки
Архитектура советского модернизма — прямая наследница аскетичной архитектуры авангарда. Высотные «машины для жилья» были функциональны, но даже у архитекторов того времени не было иллюзий по поводу их эстетической ценности. По задумке, район должен был утонуть в зелени, которая замаскировала бы неприглядность построек и создала уютное уличное и дворовое пространство. В итоге Юго-запад стал одним из самых зеленых районов города: многочисленные бульвары и скверы тянутся вдоль главных улиц. Еще в районе разбиты два больших парка.
Парк 50-летия ВЛКСМ носит неофициальное название «Собачий парк». Он был разбит в границах улиц Ясная, Шаумяна и Чкалова в конце 1960-х годов на месте бывшего Московского торфяника. В парке есть несколько прудиков, множество тропинок и несколько культовых сооружений. Восточный угол парка занимает православная церковь. Западный угол парка занимает Объединенная методистская церковь.
Парк Чкалова был разбит в конце 1970-х в квартале улиц Чкалова, Громова и Бардина. Достопримечательностью парка является аттракцион, имитирующий прыжок с парашютом и работающий бог знает с каких времен.
«Я бы обнял тебя, но я просто текст»
Другим средством разнообразия городской среды эпохи советского модернизма был текст. В 60-х проектировщики отказались от архитектурных излишеств. Ставить рабочих и колхозниц на фронтоны зданий было запрещено еще в 1955 году, но задачу пропаганды идей коммунизма с архитекторов никто не снимал. К тому же здания-доминанты должны были быть осмысленными, и если этот смысл нельзя было выразить изобразительными методами, то архитекторам оставалось только писать записки.
На Юго-западе практика использования текста вместо художественной выразительности здания приобрела грандиозные масштабы. На здании поликлиники был лозунг «Граждане СССР имеют право на охрану здоровья». На девятиэтажках между Волгоградской и Бардина был лозунг «Ленинизм — знамя нашей эпохи!», на девятиэтажках по Чкалова был лозунг «Ленин. Октябрь. Мир», а на девятиэтажках в конце Бардина — «Свердловчане! Наш город — наша забота».
Тексты, безусловно, были прекрасным ходом в борьбе против архитектурных излишеств, но за символы в городской среде. Четко сформулированная фраза выражает смысл гораздо конкретнее, чем художественный образ, зависящий от умения и вкуса художника и от восприятия каждым конкретным человеком.
Единственная проблема текста — он «стареет» и «руинируется» с гораздо более ощутимыми смысловыми потерями, чем скульптура. Лишенная частей статуя все равно сохраняет свой первоначальный образ. Лишенный частей текст начинает выражать совершенно другие смыслы.
Сегодня многие современные художники возвращаются к практике текста в городском пространстве, играя с его смыслами и местами расположения. Всем известны работа Тимофея Ради, вынесенная в подзаголовок и знаменитое пермское «Счастье не за горами». Все же большая часть текстов в городской среде была и остается агитационным материалом, который уйдет в лету вместе отживающими идеями. Остаются слова про разумное, доброе,вечное, актуальные в любом городе — хоть в Екатеринбурге, хоть в Свердловске.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, чтобы узнать больше о районах и истории Екатеринбурга.