Найти в Дзене

Анатолий Путилов: «Мне в жизни крупно повезло…»

29 октября столетний юбилей отметит Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Молодежная общественно-политическая организация Советского Союза была призвана помогать партии «воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме» (из Устава ВЛКСМ). Современное российское общество постепенно возвращается к использованию опыта комсомола. Возрождаются студенческие отряды, нормативы ГТО, опыт ВЛКСМ применяется в детско-юношеском движении «Юнармия».

В преддверии этой знаменательной даты мы встретились с одним из активных участников этой организации, бывшим редактором газеты «Комсомолец Татарии» (март 1976 г. – январь 1987 г.) Анатолием Васильевичем Путиловым.

«Комсомол – это была сама молодежь, весь ее дух был воплощен здесь»

– Анатолий Васильевич, прежде чем мы начнем интервью, хочу сказать Вам спасибо, что нашли время для встречи со мной и не отказались ответить на мои вопросы.

Я, в свою очередь, благодарен Вам за то, что вы заставили меня заново все вспомнить.  Знаете, мне часто говорят, что жить прошлым не стоит, что раз за разом возвращаться к нему в своих мыслях не нужно. Но ведь все дело в том, что это было за прошлое, что это за воспоминания. Они для меня как некий «живительный источник», они мне возвращают силу и бодрость духа. Я жил в счастливое время, встретил так много прекрасных людей со всей страны – как же об этом не вспоминать? Мне очень повезло: я не знаю, что такое «плохие люди» вокруг меня их не было.

– Вот вы говорите «счастливое время», а чем же это время было так замечательно? Мне, как человеку, родившемуся уже после распада Советского Союза и после прекращения существования ВЛКСМ, известно о том времени, о людях и настроениях только из учебников. Известны только сухие факты. Как бы Вы описали, какое время было тогда?

Да, вам, конечно, тяжело представить, как и чем жил тогда советский человек. Вы молодая, совсем ничего не знаете о ни социализме, ни об ударных стройках, ни о чем (улыбается). Комсомол – это была не просто молодежная организация, как ее принято сейчас называть, это была сама молодежь, весь ее дух был воплощен здесь. Да, вся она была здесь! Радостно было видеть, каким уважением пользовался тогда комсомол на строительстве КАМАЗа и города Набережные Челны – сегодня это и представить трудно. Комсомол объявил шефство над Всесоюзной ударной.

– А как вы думаете, почему такое сейчас редко встретишь?

 Не сочтите за ворчание. Тогда, в советское время, молодые люди знали одно: есть конкретная цель – построить завод, построить город. Такой огонь горел в их глазах, такая неподдельная страсть была там – я смотрел на них и верил, что все в этой жизни возможно.

Приехал я как-то в Набережные Челны, на КАМАЗ, а там ребята, совсем молодые белоненковские парни, первую малолитражную «Оку» собирают: так воодушевлены они были, так сильно увлечены делом. А сейчас вокруг денег только все и вертится. А как, скажите, растить молодежь без положительного примера? Ведь шел же я сюда и думал, как бы только не ворчать, не хотелось.

«Вся республика тогда КАМАЗом и жила»

– Ничего страшного. Анатолий Васильевич, Вы более 3-х лет выполняли обязанности заведующего сектором ударных комсомольских строек Татарского обкома ВЛКСМ. Расскажите об этом подробнее.

Вместе с другими ответственными работниками обкома Комсомола ездил по районам республики (побывал в 29 районах) и убеждал юношей и девушек поехать по «комсомольской путевке» на строительство КАМАЗа и города Набережные Челны. Но, конечно, надо сказать, что основная работа по направлению легла на плечи райкомов, горкомов комсомола. А летом на стройплощадках трудились студенты.

Надо признать, не очень-то с объятиями нас встречали в районах. Сами посудите, мы ведь ребят тогда на стройку из родных сел и деревень «уводили», а им самим нужны были механизаторы, штукатуры, каменщики, молодые и здоровые парни.

Видели бы вы, как строился КАМАЗ. Это было так масштабно и так удивительно. Да вся республика тогда КАМАЗом и жила. Вам сейчас, наверное, трудно поверить, но первые автомобили вышли из стен КАМАЗа всего через 6 лет. Такое огромное производство! Да весь город Набережные Челны тогда в рекордные сроки был построен. Такая атмосфера была: хотелось видеть результаты. Вот какой был энтузиазм!

Также ежегодно Центральный комитет ВЛКСМ направлял в город, на строительство со всей страны всесоюзные, республиканские молодежные ударные строительные отряды. А слеты молодежи, которые устраивал ВЛКСМ? Обычно они проходили в День строителя. Да это праздник был для всего города! Приглашали артистов, творческие коллективы, ансамбли. Евгений Евтушенко приезжал, Шаинский, чилийцы выступали.

– Вы говорили, что вам в жизни повезло встретить много прекрасных людей. Кого именно вы имели в ввиду?

Да, мне, действительно, очень повезло. Например, неугомонный главный комсомолец страны Евгений Михайлович Тяжельников. Меня поражала его эрудированность. В январе этого года бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ отметил свое 90-летие. Всего на 10 лет младше ленинского комсомола.

Видел Косыгина Алексея Николаевича – председателя Совета Министров, слушал Табеева Фикрята Ахмеджановича – первого секретаря Татарского обкома КПСС.

Светлым человеком был Олег Белоненко – секретарь комитета комсомола КАМАЗа, интеллигентный, образованный и очень эрудированный молодой специалист. Олега уважали всегда, его слушали, такой авторитет у него был. «Инициативный парень» так бы я его назвал. Он быстро и уверенно рос как профессионал, и его перевели потом из Челнов в Свердловск (прим. ред. – ныне Екатеринбург), на «Уралмаш». А там его жизнь и оборвалась. Убили. (длинная пауза). Тяжело ему было на «Уралмаше» после КАМАЗа, где всегда порядок был во всем, все организованно, ответственность на высоком уровне, дисциплина.

-2

Продолжение читайте на нашем портале magarif-uku.ru