Ниже представлен конспект проповеди по 2-й главе книги пророка Осии (по 1-й главе можно прочитать здесь) о том, как Бог через осуждение преступлений и наказание приводит святых Божьих людей к спасению. Также можно посмотреть видео этой проповеди:
Добрый день, братья и сестры! Когда я готовился к этой проповеди, я решил посмотреть, какие тексты будут звучать сегодня на богослужении и был поражён, насколько эти тексты совпадают с тем, что мы будем сегодня изучать. Две темы проходят через эти тексты - невозможность спасения на основании человеческой мудрости и невероятная милость Божья, благодаря которой мы спасены.
В Вирджинии при подготовке к рождественскому концерту решили убрать все песни с упоминанием имени Христа из-за того, что это может «чувствительным» для тех, кто не разделяет христианские ценности.
Книги малых пророков мало читаются христианами, редко можно услышать проповедь по ним, и сегодня у вас уникальная возможность восполнить этот недостаток - мы будем изучать 2-ю главу книги пророка Осии (первую главу изучали уже более года назад) о том, что
Божье наказание приводит к спасению
23 января 1960 года двое человек оказались в бездне Челленджера - самой глубокой точке мирового океана на глубине около 11 километров. Ниже этих двух людей не опускался никто.
Но если дно океана ещё можно увидеть, то глубину духовного падения видит только Бог и решает, когда пора всплывать.
Давайте рассмотрим исторические реалии текста, который мы будем изучать.
На фоне ослабления величайших цивилизаций того времени (начало 8 в.до н.э.) - Ассирии, Вавилона и Египта в Северном Царстве Израиля правит царь Иероваам II. Экономические, политические и военные успехи, рост благосостояния, сильная государственная власть, роскошные религиозные праздники - кажется, что Бог благоволит Ефрему. Но в глазах Божьих это время наибольшего духовного падения - притеснение слабых, аморальный образ жизни и повальное идолопоклонство, где Сущий, Бог Израилев становится лишь одной из фигурок в пантеоне богов.
На этом духовном дне Бог через пророка Осию открывает пусть к спасению через наказания.
Шаг 1: Осознание преступления
Для того, чтобы найти верный путь, сначала нужно осознать, что дорога, по которой ты идёшь, ошибочна.
Кристофер Маккэндлесс рос в обеспеченной семье, но решил стать бродягой, чтобы найти свой путь в жизни, однако, оказавшись на Аляске, молодой человек погиб.
Пути, которые кажутся человеку правильными, могут привести к гибели, так было и с народом Северного Царства. И первое, о чём говорит Господь через пророка Осию - необходимо:
1.1. Осознание внутренней и внешней испорченности
Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилованная».
Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда.
Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки».
За то вот Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих,
и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь».
(Осия 2:1-7)
Первый стих кажется выбивающимся из общего смысла текста, его даже относят к окончанию первой главы, однако обратите внимание 1-й стих 2-й главы идентичен по смыслу последнему стиху этой главы.
Сразу после него идёт вызывающий недоумение призыв детям судиться с матерью, но в те времена обычной практикой было то, что дети подавали в суд на неверную мать.
Здесь много раз используется логическая рифма (блуд-прелюбодеяние, мать-зачавшая их, блудодействовала и осрамила), чтобы показать как внешнюю - лицо, так и внутреннюю - сердце меж грудей - испорченность. Об этом пишет Ефрем Сирин.
Также здесь, как и далее, мы видим многократные угрозы и наказания за многократное отступление.
Но сначала лишь появляются преграды - терние как символ жизненных забот (грехопадение), и ограда (виноградник) как символ защиты от внешних опасностей, к которым неверная жена стремится, сама того не зная.
Итогом становится осознание того, что с Богом лучше и к Нему стоит вернуться.
1.2. Осознание ошибочности надежды на идолов
Но первое наказание не пошло впрок, и вот проблемы усиливаются.
А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала.
За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей.
(Осия 2:8-10)
Вторая проблема состояла в том, что люди отказывались знать Бога и Его милости.
Многие верующие находятся на том же пути - они не уделяют времени на изучение Библии и постепенно забывают Бога, ищут благословений у своего разума, психологии, других людей постепенно становясь всё более независимыми от Того, Кто даёт жизнь и дыхание и вообще всё.
Бог отнимает всё, Он разрушает планы и надежды на урожай, Он унижает всех идолов тем, что плоды земли не появляются даже тогда, когда должны. Пища и одежда пропадают, и никто не может помочь, но обратите внимание - даже в этой ситуации Бог не выпускает ситуацию из Своих рук.
Итогом становится осознание того, что всё в руках Божьих.
1.3. Осознание потери отношений с Богом
И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее.
И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их. И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь.
(Осия 2:11-13)
Обратите внимание, что здесь повторяется и повторяется - её, её, её - субботы, торжества, смоковницы - всё её, а не Божье, это подарки любовников, а не благословения от Бога.
Бог прекращает все эти самовольные сборища, более того, то, что было благословением становится проклятием.
Слово "накажу" буквально означает "призову к исполнению обязанностей", чтобы люди исполняли то, что должны.
Некоторые христиане могут думать, что они служат Богу, но на самом деле их собрания посвящены им самим - они не прославляют Бога, они не ищут Бога, они не говорят о Боге - их цель привлечь новых прихожан, увеличить сборы пожертвований, угодить гостям или членам церкви красивым пением или успокаивающей проповедью.
Но Господь говорит таким общинам - хорошо, это ваши собрания, это ваши церкви, но не мои. Стройте свои планы, используйте различные приёмы, но Меня там нет. Ваш дом, построенный на песке, рухнет - и падение того дома будет великое. Ваши прекрасные сады превратятся в дремучий лес, ваши добрые прихожане превратятся в диких зверей, которые уничтожат всё то, что вы напридумывали, забыв обо Мне.
Ваши украшения, ваше служение только отвращают вас от Меня - очнитесь, вы забыли Меня!
Итогом становится осознание, что Бог дорожит отношениями.
Часть 2. Получение спасения
И тут надо бы сказать следующее - картина безнадёжна, и что сделал бы человек, если бы ему изменяла жена, была бы неблагодарной за заботу, приписывая свой комфорт любовникам, а в конце и вовсе бы забыла мужа. Я думаю, что в такой ситуации практически любой человек развёл бы руками или устроил бы скандал, а, скорее всего, развернулся бы и ушёл, но что делает Бог?
2.1. Установление свободного общения
Посему вот и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее.
И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской.
(Осия 2:14-15)
Стих 14-й - это кульминация. Он начинается со слова “посему”, последующие действия являются последствиями предыдущего - а там измена, отречение и забвение. Бог привлекает свою жену, Он находит что-то, что ей важно, как говорит пророк Иеремия “Ты влёк меня, Господи, - и я увлечён, Ты сильнее меня - и превозмог…” (Иер.20:7). Как возлюбленный признаётся в любви “…пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста…” (Песнь 4:9). Он говорит к сердцу любимой - к самой её сути, и она слышит и понимает.
И вот в пустыне вырастают виноградники, долина Ахор - позорная страница в истории Израиля, где был заброшен камнями Ахан, взявший заклятое и наведший беду на Израиля - это место превращается в надежду. Ахор означает “возмущение”, “тревогу”, “беспокойство”, но именно эта земля - граница колена Иуды, из которого придёт Спаситель. И гремят песни радости, как когда-то давно, при выходе из Египта, но с новой силой. Песнь Мариамь и восхваление Марии: Величит душа моя Господа.
2.2. Установление правильных отношений
И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали». И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их.
И заключу в то время для них союз с полевыми зверями, и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той и дам им жить в безопасности.
И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
(Осия 2:16-20)
Бог уже не тот, кого зовут “господин” или “имеющий", но “муж”, опора, защита, пример и причина, ведь жена взята от мужа, ведь семья - это модель идеальных отношений Бога со своим народом, где глава любит, а жена подчиняется.
А Ваал - это Бел, которого его сын, правитель Ассирии Нин, построивший Ниневию, превратил в Бога. Человек стал богом по своему хотению, но истинный Человек Иисус стал таковым по воле Божьей, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы и построивший Церковь.
Как только удаляются имена Ваалов, словно воссоздаётся Эдемский сад, за одним исключением - здесь нет рыб, как и моря не будет на новой земле.
А после этого происходит тройное обручение - обручение Авраама, обручение Моисея и обручение Христа. Иероним Стридонский, проницательно отмечает - “посмотри какое различие между союзом Божьим и человеческим: когда человек берёт жену, то деву делает женщиной...а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев…”
2.3. Установление совершенного понимания
И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.
И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты — Мой народ», а он скажет: «Ты — мой Бог!»
(Осия 2:21-23)
Заканчивается наше восхождение упоминанием “того дня”, когда будут разрушены все преграды для понимания воли Божьей, которые есть сейчас, когда мы смотрим на всё как через мутное стекло, пытаемся понять, что написано в Библии. Но в тот день Господь услышит и ответит, и всё творение будет внимать Его словам, а все народы через Спасителя будут одним помилованным народом навсегда.
Вспомним, с чего мы начинали - один ребёнок говорит двум другим - брату и сестре (в Септуагинте и в Масоретском тексте стоит ед.ч.)
Апостол Пётр (1Пт.2:10) разъясняет, что речь идет о язычниках, которым Лев из колена Иудина принёс радостную весть о спасении через своих посланников - апостолов, избрав Савла апостолом язычников, а через апостола Петра и Духа Святого показав в доме Корнилия, что они помилованы и являются полноценной частью народа Божьего, который ждёт окончательного усыновления, воскресения из мёртвых и жизни будущего века.
Итак, во 2-й главе книги пророка Осии Бог открывает путь к спасению через наказания. На этом пути каждый человек должен осознать свою полную испорченность, нежелание доверять Богу и строить с Ним отношения и раскаяться в этом, каждый день искоренять в себе эти горькие корни.
А потом также каждый день слушать Бога, исполнять Его волю и говорить Ему обо всём, ожидая с надеждой тот день, когда не будет нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, потому что Господь Бог будет светом для всех, и Царству Его не будет конца!
Помолимся!
Отец Небесный, Ты так возлюбил нас, что отдал Сына Своего, чтобы спасти нас от неминуемой погибели из-за наших преступлений, Ты возлюбил нас, когда мы, будучи грешниками, блуждали во тьме. Помоги нам помнить, что без Тебя мы не сможем сделать ничего хорошего, помоги искать Тебя, помоги понимать Твою волю, помоги доверять Тебе и уповать на Твоё бесконечное милосердие.
Во имя Иисуса Христа, Господа нашего! Аминь!
Автор: Марат Загидуллин
Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь на канал, поддержите проект.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите: godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.