Найти в Дзене

Первые дни операции по освобждению Донбасса

В начале 1942 года Ставка Верховного главнокомандования наметила ряд наступательных операций, в том числе и на Юго-Западном направлении, которому поручалось атаковать группу армий «Юг» и освободить Донбасс.

В директивном письме Военным советам фронтов и армий от 10 января, обращая внимание на то, чтобы войска при переходе в общее наступление всемерно учли опыт контрнаступления под Москвой и в других зимних наступательных операциях, Ставка требовала гнать немецко-фашистские войска на запад без остановки.

На совещании руководящего состава Юго-Западного направления, а также Южного и Юго-Западного фронтов, созванном маршалом Тимошенко, доклад о предстоящей операции делал генерал Баграмян. Операция носила широкий наступательный характер, предполагала выход армий из района Славянска и Изюма к Павлограду и Днепропетровску, продвижение в оперативные тылы врага.

Ближайшей задачей ставился разгром 17-й германской армии и войск генерала Шведлера, а также захват Барвенкова и Лозовой — двух крупных железнодорожных узлов, лежащих на пути из Донбасса к Харькову. Для этой цели была создана группа войск прорыва, в которую вошли несколько общевойсковых армий, а также кавалерийские корпуса.

18 января рано утром началось наступление. Оно шло одновременно на разных участках фронта. Активно действовала 57-я армия под командованием генерала Рябышева, которая в первые же дни достигла линии Великая Камышеваха — Новокамышеваха — Морозовка.

Имела некоторый успех и 37-я армия генерала Лопатина, наступавшая левее армии Рябышева. Но особо отличилась 6-я армия генерала Городнянского. Она разбила две дивизии противника и продвинулась в Западном направлении на 25 километров.

-2

Несомненно было, что оборона противника была прорвана на всю ее тактическую глубину и наши войска получили возможность развить успех, выйти на оперативный простор.

Таков был итог первых четырех дней операции.

Докладывая о них маршалу Тимошенко, Баграмян обратил внимание на беспокоившие его очаги. Первый из них, как заноза, находился в районе Балаклеи, где были остановлены правофланговые дивизии успешно наступавшей армии Городнянского, а второй — в районе Славянска. Здесь на стыке армии Рябышева и Лопатина советские войска встретили серьезное сопротивление и, по существу, не имели никакого продвижения.

В случае сохранения этих очагов — докладывал Баграмян — они могут приобрести значение плацдармов, откуда противник будет угрожать флангам ударных группировок наших армий, прорвавших неприятельскую оборону.

Заканчивая свой доклад, Баграмян сказал, что считает необходимым ликвидировать очаги, что для этого потребуются дополнительные солидные силы и средства, иначе донбасская операция не сможет получить развития.

Маршал Тимошенко, посмотрев на генерала, сказал:

— Иван Христофорович, мне кажется, что высказанная опасность не совсем обоснована. Успех армии Городнянского значителен. Разрозненные немецкие части отходят на запад с большими потерями. Наша задача — развить успех и попутно ликвидировать Балаклейский очаг сопротивления.

Маршал потребовал от Городнянского действовать именно в этом духе; одновременно он приказал проверить готовность ввода в прорыв 6-го кавалерийского корпуса.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!