25K подписчиков

Лопасть в подарок: чем комплектуют судно при сдаче заказчику

4K прочитали

Те, кто бывал на борту действующего судна, особенно, ледокольного, наверняка обращали внимание на расположенные на палубе элементы гребного винта. Например, вот так выглядит палуба действующего дизель-электрического ледокола проекта 21900 "Санкт-Петербург".

Палуба ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Палуба ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Прогуливаясь по ледоколу, как бы случайно не зацепиться ногой о такую "притаившуюся" лопасть.

Для чего судну нужны все эти "железяки"? Явно не для использования в качестве балласта. Ответ простой – для оперативного ремонта.

На многих современных судах используются винты со съёмными лопастями. К ступице они фиксируются с помощью специальных креплений. Такой гребной винт, в отличие от валолинии или главного двигателя, вполне ремонтопригоден в походных условиях.

Гребной винт из латуни со съёмными лопастями производства Wartsila / Фото: ТГД
Гребной винт из латуни со съёмными лопастями производства Wartsila / Фото: ТГД

Случается, что лопасть винта выходит из строя во время рейса, и тогда её необходимо срочно заменить. Разумеется, в море такую операцию выполнить проблематично. Поэтому судно направляется в ближайший порт, где его готовы принять на судоремонт, уже имея комплект необходимых запчастей.

Кстати, запасные лопасти обязательно входят в комплект запчастей, инструмента и принадлежностей, которые судостроитель передаёт судовладельцу вместе с судном. Без этого комплекта регистр судоходства не выдаст свидетельство классификации судна. Инспекторы регистра также следят и за изготовлением таких важных деталей, как лопасти и ступицы винтов, что подтверждается соответствующим клеймом.

К форме и материалу лопастей гребного винта ледокола предъявляются особые требования. Помимо создания импульса для перемещения судна, лопасти разрушают лёд при движении задним ходом.

Например, вот так выглядел комплект запасных лопастей для гребных винтов на фоне катера-бонопостановщика на передаваемом заказчику головном ледокольном судне проекта Aker Arc 103A "Александр Санников".

Палуба ледокольного судна "Александр Санников" / Фото: ТГД
Палуба ледокольного судна "Александр Санников" / Фото: ТГД

Отдельно стоит отметить, что размеры лопастей не такие уж и маленькие. Диаметр гребного винта может достигать 6 метров, а вес одной лопасти – более 7 тонн. Например, такие винты устанавливаются на арктические танкеры-газовозы для проекта "Ямал СПГ". Сами суда строятся в Южной Корее, а комплекты движительно-рулевых комплексов изготавливаются в северодвинском Центре судоремонта "Звездочка".

Но встречаются и более крупные размеры. Например, диаметр единственного винта контейнеровоза Emma Maersk составляет 9,6 м, а общий вес превышает 100 тонн. А на планируемом к строительству новейшем атомном ледоколе "Лидер" мощностью 120 МВт конструкторы выбрали вариант пропульсивного комплекса с четырьмя валолиниями и четырьмя винтами. Диаметр каждого из четырёх винтов будет составлять 7 м. Можно представить себе, какой комплект запчастей разместится на палубе у "Лидера".

Макет атомного ледокола ЛК-120 "Лидер" / Фото: ТГД
Макет атомного ледокола ЛК-120 "Лидер" / Фото: ТГД

В отличие от гражданских судов, с гребными винтами боевых кораблей совсем другая история. Лопасти там на всеобщее обозрение не выставляют, а, даже наоборот, стараются скрыть подальше от посторонних глаз. Почему, читайте в рассказе ТГД о винтах подводных лодок.

Чтобы регулярно читать новые истории о необычной технике, подписывайтесь на наш канал.