Онлайн-бизнес и в частности электронная коммерция имеют достаточно хорошие перспективы сегодня, более того, порог входа в такой бизнес ниже чем в офлайне, т.к. требуется меньше денег на закупку товара, можно вовсе продавать со склада поставщика, нет дорогой аренды и тому подобных затрат. Все что нужно для начала может быть сконцентрировано на 1-2 квадратных метрах у себя дома – стол, стул, компьютер и выход в интернет. Этим он и захватывает умы молодых предпринимателей. В этой статье хочу поговорить о том, какие перспективы тут могут быть, если вы хотите открыть интернет-магазин в небольшом провинциальном городе или вовсе в деревне, какие у вас есть перспективы и какие ограничения. В общем рассмотрим все по порядку и в комплексе.
Для начала скажу очевидную вещь, что интернет-магазин не ограничивается рамками вашего города или даже страны, а ограничивается только рамками интернета. Т.е. продавать товар, теоретически можно находясь в любой точке мира, достаточно лишь иметь доступ во всемирную сеть. Однако на практике это выглядит немного сложнее и тут есть ряд нюансов, которые необходимо понять перед тем, как открыть интернет-магазин.
Если с техническими вопросами все обстоит достаточно просто, создание сайта и его наполнение в Москве или в деревне ничем не отличается. С продвижением магазина аналогичная картина. И на этом я в этой статье останавливаться не буду, у меня в блоге уже ни одна статья написана на этот счет. А вот что будет отличаться – так это логистика и бизнес-процессы. Об этом и поговорим сейчас.
Для начала нужно определиться с товаром, который вы будете продавать, а точнее с направлением, которым вам нравится заниматься. Про выбор ниши для интернет-магазина я уже тоже писал, поэтому повторятся тут не буду. Перейдем сразу к сути и отличию интернет-магазина Москвы или Санкт-Петербурга, от интернет-магазина в далеком регионе.
Доступность товара для интернет-магазина
И первое очень важное отличие в том, что огромнейшее количество поставщиков сконцентрировано в столицах, и даже в большей мере непосредственно в Москве. Т.к. этот регион, можно сказать двигатель электронной коммерции, логично, что основные ресурсы находятся там. Региональный интернет-магазин, по сути, вынужден либо работать с Московскими поставщиками, либо с их представителями в регионе, либо вовсе искать более мелких поставщиков в своем регионе, каких-нибудь мелких перекупов и так далее.
Одно дело, когда речь идет о своем складе – заказал в Москве, привезли через некоторое время, и торгуй себе потихоньку. Но что делать, если нет больших денег, чтобы морозить их в склад? Да и если ассортимент магазина планируется большой, тут никаких денег не напасешься. Часть товара вообще может оказаться жутким неликвидом, который с трудом даже в минус будет продаваться. В общем лишний раз рисковать своими деньгами не очень хочется, а работать как-то надо. Поступить начинающему предпринимателю можно несколькими путями в этом случае:
- Искать поставщиков продукции в своем регионе. Большая часть продукции не производится в Москве и даже не всегда там хранится на оптовых складах, т.к. дорогая аренда. Очень много сосредоточено в Подмосковье или даже ближайших регионах, как перевалочные базы. Вполне может оказаться, что в вашем регионе находится какое-то производство, а уже оттуда поездами продукция идет на Подмосковные склады, и далее уже по складам магазинов. Нужно просто провентилировать эту тему и понять эту логистическую цепочку. Несмотря на то, что в Москве и Питере сосредоточено большое количество как людей, так и денежных ресурсов, Россия их границами не ограничена. Магазины, которые продают какую-либо продукцию в вашем населенном пункте, далеко не всегда везут ее прямиком от крупных поставщиков из Москвы, существует достаточно больше количество более мелких поставщиков, которые работают исключительно с регионами. Т.к. конкуренция в столицах у оптовиков тоже огромная, и не все могут там нормально конкурировать. У них цены хоть и чуть выше могут быть, но и минимальные объемы сильно меньше и договорится индивидуально можно на более гибкие условия. Ведь они также заинтересованы в сбыте своей продукции.
- Использовать дропшиппинг. Это когда поставщик от вашего лица доставляет товар клиенту, вы с товаром можете вообще не соприкасаться. Тут есть свои подводные камни и не все так радужно как может показаться на первый взгляд, однако для начинающих интернет-предпринимателей в удаленных регионах – это может быть вполне неплохим решением, чтобы просто начать и на своем опыте понять, что такое электронная коммерция. А дальше уже завязав контакты с большим количеством поставщиков, выработать для себя наиболее выгодную схему работы.
- Найти партнера в своем регионе. Это тоже неплохой вариант для начала. Если посмотрите вокруг, то возможно найдете в вашей нише несколько розничных конкурентов. Смотрите не на большие сети, а на более мелких предпринимателей, у которых есть офлайн магазины, но нет онлайн-магазина. Например, там владелец старой бизнес-закалки и для него все эти «интернеты» — это темнейший лес. Или он еще не знает, что создать интернет-магазин сегодня можно буквально за пару вечеров и с очень скромными бюджетами, или вовсе не может найти подходящего и разбирающего в этих делах человека. У него уже есть налаженные связи с поставщиками, есть товар в наличии, и есть помещение, которое можно использовать не только как офис, но и как точку самовывоза. В общем, ему дополнительный канал сбыта продукции, вам неплохой фундамент для старта.
- Использование фулфилмент компаний. Если вкратце – это компании, которые могут на себя взять разные операции интернет-магазина, от банального хранения товара и комплектации заказов, до обработки заказов, доставки товара до клиентов, приема оплаты и т.д. Такие компании не зря свой хлеб едят, и каждая операция естественно стоит денег. Поэтому тут нужно очень хорошо просчитывать экономику своего интернет-магазина, иначе расходная часть может запросто скушать всю доходную. Но, например, находясь в 3-4 тысячах километров от Москвы, вы можете иметь там небольшой склад, на который Московские же поставщики будут отгружать товар, и оттуда же осуществлять доставку до клиентов, а управлять вы всем этим будете удаленно.
На самом деле тут ничего особо сложного нет, нужно найти надежных поставщиков или партнеров и выстроить логистическую цепочку. Пока заказов будет еще не много, этим всем можно запросто управлять в ручном режиме, и автоматизировать процессы еще рано. А по мере роста продаж, вы уже сами начнете понимать, как необходимо видоизменить логистику, и где ее можно оптимизировать и автоматизировать.
Рынок сбыта для интернет-магазина
Следующий момент, о котором необходимо вам задуматься – это на какую географию вы будете работать. Тут в общем-то есть варианты – вы можете сконцентрироваться на вашем регионе, городе, населенном пункте, но тем самым ограничив рынок сбыта, либо вы можете работать по всей России или даже за ее пределами.
Для полного понимания, необходимо обратиться к статистике. А она говорит нам о том, что в Москве и Питере совершается 60% всех продаж, и только 40% приходится на все оставшиеся регионы вместе взятые. На ваш регион может приходится всего несколько процентов рынка электронной коммерции или даже меньше процента. Однако, это очень немало может оказаться в рублевом эквиваленте, т.к. весь рынок уже по объему оценивается больше, чем в 1 триллион рублей, и даже 1% — это уже 10 миллиардов. Все вы их не окучите, все-таки есть и конкуренты, но оторвать кусочек вполне можно, при грамотном подходе.
Есть магазины, владельцы которых находятся физически в далеких регионах, которые концентрируют свое внимание на Москву, как основной рынок сбыта, есть напротив, которые обходят столицу стороной и делают охват наиболее близких к себе регионов. Тут уже нужно смотреть по ситуации – какая ниша, кто целевая аудитория, какие есть финансовые возможности на старте, как будут построены логистические процессы и т.д. Выбор есть тут всегда, даже если вы находитесь в очень глухой деревне. Новичкам я бы рекомендовал сначала сконцентрироваться на своем или ближайших регионах, а потом, когда придет понимание как это все работает, двигаться уже на всю Россию и на столичные регионы.
Преимущества региональных интернет-магазинов
У региональных интернет-магазинов также есть преимущества, перед его московскими и питерскими конкурентами, а с ними придется в любом случае пересекаться, т.к. там наиболее широкий ассортимент и часть клиентов заказывают доставку из Москвы, например. Однако доставка может быть при этом достаточно долгой, да и к тому же дорогой. Большинство клиентов выбирают те магазины, где суммарная стоимость покупки более выгодна и нужно меньше ждать. И даже если у вас цена в магазине чуть выше, чем у московских конкурентов, цена с учетом доставки из вашего региона может быть дешевле, а сроки меньше. Т.е. вы в этом случае будете иметь конкурентное преимущество.
Также могут быть преимущества, если ваш товар требует дополнительно установки. Например, это могут быть домофоны, которые нужно еще установить и правильно подключить, и часть клиентов отдадут предпочтение тем магазинам, которые не только продадут, но и приедут установят. Или перед покупкой необходимо вызвать мастера, который сделает замеры и порекомендует, что конкретно необходимо приобрести в том или ином случае.
Если вы работаете на определенные регионы, то там и конкуренция по сравнению с Москвой может быть в разы, а то и на порядок ниже. А это естественно требует и значительно меньших денег на борьбу с этими самыми конкурентами. Что для начинающих предпринимателей тоже может являться очень жирным плюсом.
В общем, подытоживая все выше сказанное, можно сказать так – открыть интернет-магазин в маленьком городе совсем не трудно, да есть ряд нюансов, о которых необходимо задуматься еще на этапе планирования, но в целом нет ничего невыполнимого и сверх сложного. Как говорится, было бы желание! Однако будьте аккуратны и изучите ваших потенциальных конкурентов, ибо бизнес он и в Африке бизнес, и так просто ваши конкуренты деньгами делиться не захотят…
Надеюсь, эта статья помогла немного разобраться в нюансах открытия интернет-магазина в регионе. Если остались какие-то вопросы, на которые я тут не ответил, обязательно задавайте их в комментариях ниже, обязательно отвечу.