Гангстерские фильмы и сериалы пользуются большим успехом у зрителей и становятся культовыми: киноэпопеи «Однажды в Америке», «Крёстный отец», «Лицо со шрамом», телевизионные проекты «Подпольная империя», «Острые козырьки», «Клан Сопрано». Не меньшую любовь завоевали истории с героями-преступниками, которые становятся «гостями» драм или комедий. Они являются главными действующими лицами или преследуют такового, создавая протагонисту препятствия. В таких случаях киллеры не действуют «толпой» или семьёй, как в «Бригаде» и «Крёстном отце», но выполняют свою функцию – устранить основного персонажа или доставить его начальнику. В нашей статье мы рассмотрим именно таких кино- и сериальных бандитов, которые влияют на ход действия и идею картины.
Фильмы
«Достучаться до небес» – Хэнк и Абдул
Смертельно больные Мартин и Руди угоняют машину из госпиталя, чтобы перед кончиной увидеть море. Позже выясняется, что в багажнике лежит миллион марок, а ещё позже – что авто принадлежит криминальному авторитету. Он посылает на поиски автомобиля двух гангстеров – Хэнка и Абдула. Их тандем – не сработанный. Так, Абдул – эмигрант из Турции, он говорит с акцентом и не может ассимилироваться в Германии, испытывает проблемы с языком и неправильно понимает смысл предложений. Кроме этого, он отличается вспыльчивостью и дерзостью. Хэнк – как уроженец Дойчланда – не может не шутить над партнёром и не упускает возможности учить его грамотности и манерам, принятым в европейском обществе. Из-за этого они не могут договориться друг с другом даже для того, чтобы хорошо выполнить работу. Режиссёр использует их тандем для создания комических ситуаций и юмористической части фильма, так как из-за несогласованности своих действий гангстеры то и дело попадают в неловкие положения.
«Залечь на дно в Брюгге» – Рэй и Кен
Двое наёмных убийц допускают ошибку при выполнении задания, за что босс «ссылает» их переждать шумиху в Брюгге. Бельгийский городок известен средневековыми храмами, зданиями и умиротворённостью. Кен – пожилой киллер в исполнении Брендана Глисона – радуется неожиданному отпуску и с удовольствием проводит время, а Рэй – его молодой напарник, в роли которого снялся Колин Фаррелл, – переживает из-за своей оплошности, не может расслабиться и составить компанию ему. На этой почве у них происходят многочисленные ссоры и недопонимания. Несмотря на то, что по сюжету перед ними не стоит задачи кого-то убить или найти, зритель может следить за психологией отношений двух, по идее, отрицательных героев, видеть их переживания и «человеческую сторону», раскрытию которой у преступников, как плохих персонажей, нечасто уделяется внимания.
«Кингсмэн: Секретная служба» – Газель
В фильме действуют два злодея, но если Валентайн – идейный вдохновитель и создатель коварных планов, то его помощница Газель занимается «уговариванием» партнёров и подчищает место преступления, а заодно преследует противников, которые мешают осуществить замысел. Важно, что Газель запоминается прежде всего не столько своей профессией, сколько внешним видом. Это сделано для того, чтобы героиня выделялась и имела собственную «фишечку», которая отличит её от других киллеров. Как в комиксах, так и в экранизации это сработало, и Газель становится не только персонажем сюжета, но и лицом картины.
Сериалы
«Банши» – мистер Рэббит
Отсидевший в тюрьме вор становится новым шерифом городка Банши Лукасом Худом. Он присваивает себе личность настоящего полицейского, который не смог доехать до своего места работы. На самом деле «Лукас» прячется от босса – мистера Рэббита, у которого украл алмазы. На свободе бывший преступник старается вести обычную жизнь, но его не оставляют в покое: мистер Рэббит ищет его, чтобы отомстить. Он поручает наёмным убийцам и прежним «коллегам» напомнить бывшему союзнику о старых долгах и грешках. Заодно старается переманить к себе его любимую, которая по совместительству приходится Рэббиту дочерью. Происходящее ставит репутацию героя и как человека, и как служителя закону под угрозу. Мистер Рэббит и его помощники действуют как объекты прошлого главного персонажа, которые раскрывают его характер и выделяют перемены после перехода на «светлую» сторону.
«Лиллехаммер» – Джерри и Роберт
Мафиози Фрэнк Тальяно сдаёт своего босса полиции и по программе защиты свидетелей уезжает прятаться в норвежский городок Лиллехаммер. Однако подручные крёстного отца находят его и там. Эта гангстерская пара по внешнему типажу похожа на героев «Залечь на дно в Брюгге» – пожилой Роберт и молодой Джерри. Только Джерри больше напоминает Абдула из «Достучаться до небес» своей несдержанностью, а Роберт – Кена отцовской рассудительностью и терпимостью по отношению к младшему напарнику. Приехав в Норвегию, американцы не заботятся о своём поведении и поступках, которые мигом выдают их местной полиции. На фоне спокойного Лиллехаммера они очень ярко демонстрируют культурное и ментальное различие между жителями Старого и Нового Света. Гангстеры не веселят зрителя, не делятся переживаниями, но провоцируют сценарные события: из-за них Фрэнк расстаётся с девушкой, а подруга погибшего полицейского наконец находит его убийц.
«Подпольная империя» – Джип Розетти
Главный антагонист 3 сезона сочетает все необходимые классическому гангстеру времён «Сухого закона» качества: жестокость, несговорчивость и нетерпимость, приправленные горячностью, расчётливостью и некоторым сумасшествием. Джип зол и бессердечен, легко и не задумываясь расправляется с врагами, целенаправленно двигается к желаемому. В то время у людей была возможность заработать денег на нелегальном алкоголе, но это было опасный бизнес. Джип вырос в бедности в пещере на маленьком итальянском острове. Он получил представление о том, как жить не надо. Поэтому всегда стремится к тому, чтобы быть угнетателем, а не угнетаемым, каким был в детстве. Сюжет, характерный для мотивирующих фильмов, перекладывается на обстоятельства американской истории 30-ых годов и в образ гангстера как реализовавшего себя человека.
В некоторых фильмах и сериалах гангстерский типаж смешивается с архетипом комического дуэта и, казалось бы, такие серьёзные и опасные персонажи вдруг становятся юмористической частью произведения. Однако в зависимости от жанра и важности роли, герой-преступник может не только заставлять смеяться зрителей, но и нести в своих действиях смысловую нагрузку, которая определяет идею.
Автор: Альбина Ахатова