В рамках фестиваля SHNIT Worldwide Short Film Festival 2018 наш автор Анастасия Германович посмотрела программу российских короткометражных фильмов «Made In Russia #3» и написала обзор. Мы категорически советуем вам искать любую возможность посмотреть эти фильмы – каждый из них попал на крупнейший фестиваль короткометражного кино не случайно.
«Весна», режиссер Наталия Кончаловская
Зарисовка о проблеме поколений, неудавшемся романе и ночном Питере. Атмосфера передана замечательно. Отлично намечен конфликт: искренне веришь матери, которая чувствует себя лишней в жизни повзрослевшей дочери и пытается сама поймать последнее дуновение юности. Юное поколение тоже получилось: молодые герои очень узнаваемы, особенно Саша, которого с улыбкой на лице несет неизвестно куда и неизвестно зачем. Но истории не хватает развязки. Открытый финал получился смазанным и оставил с ощущением вопроса: «И что?».
«Дерево», режиссер Хава Мухиева
Северный Кавказ, 1994 год. Мальчик и девочка дружат, разговаривают о звездах и радуге, обмениваются записками, – пока криминальные разборки взрослых не разлучают их. Автобиографичная, по словам режиссера, история не могла избежать сравнения с «Теснотой» Кантемира Балагова. К сожалению, фильм достаточно трудно воспринимать, когда обстановка и тематика не близки и почти не знакомы. Герои и их эмоции кажутся блеклыми и теряются за попыткой разобраться в происходящем.
«Голос моря», режиссер Иван Сонин
История любви глухого рыбака и ресторанной певицы на фоне провинциального приморского городка. Тот случай, когда простому фильму о мечте и доброте удалось не скатиться в банальность и действительно зацепить за живое. Дело не только в трогательном сюжете, но и в музыкальном сопровождении, морских пейзажах, самих героях, которые получились хоть и простыми, но очень живыми и какими-то до боли знакомыми. Любопытно, что «Голос моря» – один из фильмов цикла «Иваны, помнящие родство», который спонсирует… производитель овощных консервов «Дядя Ваня».
«Лалай-балалай», режиссер Руслан Братов
Пьяные приключения главных героев приводят их из уютного ресторана на «веселую» карусель в парке аттракционов – вот только остановить ее никак не удается… На первый взгляд, фильм напоминает клипы Сергея Шнурова – причем в хорошем смысле: черный юмор, абсурд, хорошо узнаваемые персонажи и реалии. Но метафорический смысл происходящего придает картине трагикомический оттенок, делая ее, фактически, притчей. Финальные титры сообщают, что картина посвящается другу режиссера, и это не может не вызвать понимающую улыбку: друзья всегда поймут такие вещи. Кстати, фильм уже завоевал главные призы на нескольких фестивалях: «Короче» в Калининграде, «Кинотавр» в Сочи, «Когда русские мечтают» в Париже.
«Тараканище», режиссер Соня Меламуд
Мультипликационная фантазия по мотивам сказки Корнея Чуковского «Тараканище» и фильма Федерико Феллини «Репетиция оркестра». Знакомые с детства медведи на велосипеде и комарики на воздушном шарике оказываются частью большого оркестра, где дирижирует маленький, усатый – но при этом богоподобный и деспотичный таракан. Музыкальная композиция складывается – но медленно и с большим трудом. Технические приемы, с помощью которых сделан мультфильм, практически обнажены – но благодаря этому смотреть даже приятнее, особенно учитывая, что сюжет посвящен как раз творческому процессу.
«Нет», режиссер Иван Петухов
Режиссер фильма утверждает, что любит диалоговое кино: интересно ставить героев в максимально неудобное положение и наблюдать за их поведением. Этим в первую очередь и был обусловлен выбор сюжета: фильм рассказывает о том, что происходит сразу после отрицательного ответа героини на предложение руки и сердца. Щекотливый момент схвачен хорошо, интересна и попытка обратиться к теме взросления и переосмысления ценностей. И все же в конечном итоге герои фильма выглядят искусственно, а их разговор сводится к повторению банальностей. Чего-то фильму не хватило, а чего – сказать трудно. Как и девушке всегда трудно объяснить, почему она не смогла сказать «Да».