Все дети рано или поздно вырастают. Этот период – переход от беззаботного детства, когда все так понятно и определенно, к юности, когда мир кажется таким разноликим и неустойчивым, отличается поиском себя, своих идеалов и ценностей, осмыслением жизни и своего места в ней. Да, подростковый возраст – непростое время в судьбе каждого человека, но вместе с тем очень насыщенное, интересное своим стремлением познавать окружающую реальность и собственные мысли и чувства.
В литературе период взросления всегда живо волновал писателей. Признанными советскими мастерами, которым поразительно точно удавалось вникнуть в мир подростка, понять его поступки и юношеские порывы и передать их в своих творениях, были Владимир Тендряков, Юрий Яковлев, Борис Васильев, Михаил Бременер и другие.
В нашем издательстве есть целая серия, посвященная подросткам, которая так и называется – «Куда уходит детство». В ней собраны книги о первой любви, о дружбе, о непростом нравственном выборе подрастающего поколения, о взрослении и поиске себя. Одними из самых ярких и неоднозначных произведений на эту тему являются повести «Завтра была война», «Ночь после выпуска» и «Весенние перевертыши».
Что примечательно, во всех этих книгах именно подростки оказываются впереди времени, именно они вскрывают все недостатки и погрешности системы – и образования, и семьи, и общества в целом. Именно они имеют смелость открыто говорить о том, о чем взрослые привыкли молчать. Бороться там, где взрослые уже давно опустили руки… И это понятно: юность еще не разучилась чувствовать, видеть, отличать настоящее от подделки, искренность от лицемерия, навязанное извне и идущее от души… Именно поэтому в этих произведениях взрослеют не только сами девчонки и мальчишки, но и их родители и учителя… Просыпаются, оглядываются, учатся видеть жизнь под другим углом…
Пронзительная повесть Бориса Васильева «Завтра была война»
Это глубокая и сильная и по сюжету, и по тематике, и по эмоциям книга. Книга о поколении ребят, которые заканчивали школу в роковом 41-ом году. Они оказались на пороге не светлого будущего, а страшной реальности, войны, унесшей впоследствии жизни многих одноклассников из 9Б, в котором учатся герои произведения. В центре повести – тема взросления, нравственного выбора и внутренней свободы человека. Жизнь класса, на первый взгляд, течет в привычном русле. Но, как это бывает, за маской привычного кроется сложная внутренняя борьба. В юных умах и сердцах происходит непрерывный диалог с самим собой, в котором каждый из ребят жаждет найти ответ на вопрос – а правильно ли, справедливо ли все то, что проповедует им время, общество, школа? Что важнее – общественный долг, к которому призывают взрослые, или свои собственные, такие естественные юношеские желания и мечты – о первой любви, о счастливой семье, об искренних человеческих радостях, которые в то время объявлялись «мещанством». Главная героиня книги, олицетворяющая эту борьбу, неравнодушная, порывистая, честная Искра Полякова впитала порядки авторитарного режима с молоком матери, которая воспитывает дочь одна. И поначалу, рьяно защищая то, на чем выросла, она же первая объявляет этому войну. Вся сущность девятиклассницы, жаждущей понять, что такое истина, восстает против искусственного, жестокого, нечеловеческого. Она упивается любовными стихами, которые мать запрещала ей брать в руки, она наконец восстает и против самой матери, олицетворяющей косность и жестокость системы. И когда случается беда с их общей одноклассницей – Викой Люберецкой, Искра и ее друзья находят в себе силы совершить настоящий человеческий поступок, встав на сторону девочки, от которой отвернулись даже учителя. Несмотря на время и давление извне, ребята смогли сохранить внутреннюю свободу, что было в те годы настоящим подвигом.
«Ночь после выпуска» признанного мастера прозы для подростков Владимира Тендрякова
И вновь выпускной класс, но уже 70-е годы XX века. И выступление лучшей ученицы школы, ее надежды и гордости – Юли Студёнцевой, прогремевшее как гром среди ясного неба. Неожиданно для всех в ее речи звучит не благодарность школе и учителям. Напротив: тысячи дорог, и не знаешь, по какой пойти. Десять лет в школе, а так и не понял, кто ты, что любишь, к чему стремишься. С этого и начинается беседа шести одноклассников, собравшихся после выпускного торжества в темной аллее ночного города. Оказалось, что получив свободу, они не знают, как ею распорядиться. Вчерашние дети внезапно попали во взрослую жизнь, и теперь должны совершать выбор самостоятельно. Но школа, научив их математике и физике, не научила самому главному – уметь делать этот выбор, понимать свое место в жизни. В эту ночь – ночь после выпуска – ребята не только свободно высказываются на темы будущего, свободы, дружбы, любви и даже власти, но и затевают опасную игру – начистоту рассказать все, что они думают о товарищах. Но то, то началось игрой, закончилось жестоким судом друг над другом…
Искренняя и отчаянная речь отличницы Юлечки Студёнцевой всколыхнула не только выпускников школы. Она стала объектом столкновения и учителей, более того, двух мышлений – старого, традиционного с новым, реформаторским. Чему же учит школа? Так ли необходимы детям те знания, которые школа вкладывает в их головы и которые так скоро забываются? И кто же виноват в том, что повзрослевшие дети не знают самих себя? Не пора ли наконец посмотреть на образование по-новому?
«Весенние перевертыши» – еще одна будоражащая сердце книга Владимира Тендрякова
В небольшой поселок Куделино приходит очередная весна. А с ней неожиданно меняется и весь мир вокруг для главного героя повести – тринадцатилетнего подростка Дюшки Тягунова. Для мальчика открываются новые горизонты мысли, он живо начинает интересоваться вопросами о Вселенной, о мире и своем месте в нем, о времени и пространстве, о жизни и смерти, по-другому начинает ощущать себя и смотреть на людей вокруг. По-новому Дюшка взглянул и на своих сверстников, среди которых есть и его лучший друг Минька, и заклятый враг Санька Ераха – беспринципный, жестокосердный, не побоявшийся взяться за нож. Именно он разбудил в Дюшке острое чувство ненависти к любому виду насилия, обмана, несправедливости. С переживаниями главного героя тесно связаны и чувства его друга – робкого и безответного Миньки, семья которого на грани распада. Несчастье товарища глубоко трогает Дюшку, побуждая задуматься и над отношениями взрослых. Мальчик, наблюдая за собственными родителями, замечает даже то, чего упорно не видит отец.
Эта весна пробудила в душе подростка и неведомое доселе чувство – первую любовь. Восхищение и робость перед объектом своего обожания – Риммой Братеневой – переворачивает внутренний мир подростка, заставляя по-новому ощущать течение времени, видеть жизнь и происходящее вокруг то в ярких и радужных, то в серых и пасмурных тонах. И задавать себе вопрос – почему же мир такой разный и зачем он играет со мной в перевертыши?